Юлия Козаченко. M + Ж: всё просто, всё сложно

Деление ароматов по гендерному признаку постепенно уходит в прошлое. И тем не менее находятся и защитники, и противники сегрегации парфюмерии на женскую и мужскую

История расскажет

Если смотреть в исторической ретроспективе, то можно сделать вывод, что история против полового разделения. Ведь изначально пахучие вещества (ароматические масла, настойки цветов и растений) были призваны избавлять тело от «тяжёлого запаха», поэтому никого не смущал исходящий от мужчины аромат жасмина и розы. А недавно американские учёные воссоздали по древним формулам аромат, которым пользовалась Клеопатра: его состав — мирра, кардамон, оливковое масло и корица — вовсе не женский аромат по сегодняшним меркам! А вот Наполеон любил аромат фиалок и жасмина и пользовался фиалковой водой даже перед боем.

Специалисты против унисекса

Многие специалисты до сих пор призывают всё-таки разделять ароматы на мужские и женские. Они объясняют это многими причинами: и разной кислотностью поверхности кожи, из-за которой по-разному звучат те или иные ноты, и стереотипами, согласно которым мужчина выберет более «мужественную упаковку», и просто маркетингом, продающим мечту, у которой всё-таки должны быть половые признаки.

Встали по парам

Первым этапом на пути к ароматам унисекс стало изобретение парных ароматов, когда в одну и ту же композицию парфюмеры добавляли какой-либо «женский» или «мужской» ингредиент. Пионером такого подхода стал Кельвин Кляйн, создав в 1985 году женский аромат Obsession, а затем, добавив в «женскую» композицию «мужские» нотки — ветивер, кориандр, мирру, древесину, выпустил уже Obsession for Men. Маркетологи потирали руки, ведь как удачно можно продать идею парных ароматов, благодаря которым влюблённые будут помнить друг о друге в разлуке.

Прорыв

В начале 90-х годов парфюмеры опять вернулись к идее создания аромата «для всех». И здесь вновь первым стал Кельвин Кляйн с ароматом унисекс TheOne, взяв для композиции компромиссные для обоих полов ноты цитрусовых, корня ириса, ландыша, зелёного чая и дубового мха и совершив очередную революцию в парфюмерии.

Войти в нишу

В 90-е годы на ольфакторную сцену выходит парфюмерия, которая получила название «нишевая». Ароматы «не для всех», принципиально удаляющиеся от законов классической парфюмерии, в том числе и по гендерному признаку. «Ниша» позиционирует себя как искусство создания ароматов, где парфюмерные ноты — это религия, раскрытие аромата на коже — целая философия, а всё вместе — целая история, которой чаще всего нет у коммерческих ароматов.

Для создания нишевых ароматов зачастую используются необычные ингредиенты: водка и шампанское, гваяковое дерево и дерево уд, белые трюфели и шампиньоны, мокрый табак и древесина на морозе, запах старого авто, мокрого асфальта и металлической ржавчины. Их очень сложно разделить на мужские и женские, поэтому ниша — это чаще всего унисекс. Но даже если парфюмеры и намекают формой или цветом флакона на некое разделение по полу, то нишевая парфюмерия на то и нишевая, чтобы учить парфюмерной грамоте, умению не обращать внимания на стереотипы и мужчинам смело покупать себе розовый флакон с гурманским ароматом, а женщинам — строгий с традиционно мужскими композициями.

Как оказалось, такой подход вызывает всё меньше сопротивления. И этому есть научное подтверждение. Не обошлось, конечно, без психоанализа и старины Карла Густава Юнга. Он утверждал, что в каждой женщине живёт «анимус» (мужской дух), отвечающий в женщине за рациональное звено, а в каждом мужчине — «анима» (женская душа), руководящая его чувствами. И переход из женской парфюмерии в мужскую и наоборот объясняется поиском баланса между двумя началами.