Антонина Кутова: открываем кофейню

Антонина Кутова, управляющий партнёр Pro Capital Investment, организатор роудшоу Invest in Ukraine в Лондоне, международных конференций «Деньги для бизнеса, бизнес для денег», проводит мастер-классы по написанию бизнес-планов для разных сфер экономики в рамках поддержки среднего и малого бизнеса, а также авторские обучающие мастер-классы по бизнес-планированию

Кофе — любимый напиток цивилизованного мира. Всё больше наших соотечественников предпочитают этот напиток не только утром в качестве заряда бодрости, но и в течение дня. При этом для получения наибольшего удовольствия люди находят и посещают заведения с приятной атмосферой, наполненной лучшими ароматами и вкусами кофе, чая и сопутствующих им блюд. Поэтому у качественно организованных кофеен всегда много клиентов, приносящих им стабильную прибыль. Чего следует ожидать от кофейного бизнеса, как правильно его организовать и как добиться наибольших выгод?

Главное в кофейном бизнесе — правильное место. Вам нужна проходимость и большое количество людей. Оптимальный вариант — небольшое отдельное помещение на первом этаже, с выходом на главную улицу, с витринами и санузлом. Наличие свободной площадки рядом также станет плюсом — летом здесь можно будет оборудовать столики и открыть летнюю площадку.

Следующий шаг — необходимо определиться с форматом заведения. Самые популярные сегодня — это кофейни американского и французского типа. В чём же их отличие? В кофейнях американского типа обслуживание максимально быстрое, следовательно, и кофе должен быть приготовлен быстро и к кофе желательно должны быть уже готовыми булочки, маффины, пирожные. Кофейни же французского формата должны быть обустроены максимально уютно, чтобы посетителям хотелось проводить в них время за чашечкой кофе и никуда не спешить, это и о декоре, и об обслуживании, и о десертах, и о самом кофе. Именно от формата кофейни зависит выбор оборудования для этого заведения. В кофейне американского типа должны стоять мощные кофемашины, которые позволят готовить напитки быстро и в больших объёмах. Кофейни французского типа предполагают дополнительное оборудование для расширения меню напитков и десертов.

Очень важный аспект — правильно выбрать поставщиков кофе и десертов, если, к примеру, кофейня по американскому типу и вы не собираетесь их готовить сами. Также за качеством кофе и воды вам необходимо постоянно следить — это ваш заработок и репутация. Потерять и то и другое очень легко. Обязательно попробуйте покупаемое сырьё.

Ключевой фактор эффективности бизнеса — персонал. Нужно определиться, семейный ли это бизнес или необходимо нанимать людей. Не устану повторять, что персонал — это залог успеха, особенно в таком заведении, как кофейня, ведь кофе — это источник вдохновения. Деятельность профессионала, знающего о кофе всё, — неотъемлемая часть кофейного ритуала. Он не только готовит напиток, но и вдохновляет общением покупателя. И конечно же, персонал должен быть официально оформлен.

Следующий момент, с которым сталкиваются многие при желании открыть кофейню, — это покупка франшизы. В этом случае не нужно будет покупать оборудование или искать поставщиков — всё это вам предоставит головная компания. Также она будет консультировать вас по любым вопросам и помогать с регистрацией. Это оптимальное соотношение цены, качества и рисков. При работе через франшизу ваше кафе окупится через 18-36 месяцев. Но не будет эксклюзивности. Если вы работаете не по франшизе, то вам нужно будет разработать собственный дизайн для кофейни, который будет только в вашем заведении, ведь кофейня — это уют, приятный запах и душевная атмосфера.

Ну и не следует забывать о рекламе. Например, что может быть банальнее флаеров и листовок? Но эти рекламные инструменты работают!

Открыть такую кофейню (учитывая все факторы, изложенные выше) на 40 посадочных мест в Киеве можно за 50 тысяч долларов США, а за 2,5 года вложенные средства окупятся с учётом дисконта. Для достижения подобного результата нужно всего лишь воспользоваться бизнес-планом. Почему же так важно составить бизнес-план для кофейного бизнеса? Составление бизнес-плана поможет чётко определить причины, по которым вы идёте в кофейный бизнес, и цели вашей деятельности. Если вы точно не представите «Почему?» и «Что?» — у вас не будет строгого направления, не будет яркого представления, а вместе с этим и удовольствия от ваших усилий. Чёткая, краткая, до мелочей продуманная концепция станет основой для принятия каждого вашего решения — от выбора краски для стен кафе-бара до видов выпечки, которые вы будете предлагать вашим клиентам. Подготовка бизнес-плана поможет вам выделить основные шаги, необходимые для построения вашего бизнеса, его продвижения вперёд без особых трений и неурядиц. Ведь сила человеческого ума прямо пропорциональна количеству выпитого кофе.