Денис Кислов: как выжить малому бизнесу в условиях пандемии?

Елена Сукачёва facebook.com/sukachova
Instagram: Elena_sukachova

Кризис, который обрушился на весь мир, заставил бизнесменов иначе оценить ситуацию ведения своего дела. Кто-то сумел приспособиться, кто-то вынужден был оставить свой бизнес за бортом. Но кризис продолжается, и новым испытаниям нет ни конца ни края. Поэтому я обратилась к человеку, который всегда в центре событий и смело, не прикрываясь цензурой, высказывает своё мнение, — Кислову Денису Васильевичу, доктору наук по государственному управлению, руководителю LLC Corporate Research and Consulting International Bureau, политологу

Денис Кислов, доктор наук по государственному управлению, руководитель LLC (Corporate Research and Consulting International Bureau), политолог

Итак, Денис, скажите, как же бизнесу выжить в новых реалиях?

В принципе тут рабочая только одна аксиома: выживает лишь тот бизнес, который всегда и при любых обстоятельствах умеет перестраиваться и сохранять объёмность. Иначе говоря, на сегодняшний день хороший бизнес — это сам COVID! А выглядит он просто: создаёшь полулегальный вирус и под него вакцину. Выпускаешь его под чужой лабораторией, выжидаешь, пока народ поразносит его и начнётся массовая истерия, а ты тем временем подливаешь масла в огонь сведениями, что это смертельная язва и т. д. Затем заявляешь, что твои исследования имеют положительную динамику и нужны средства на продолжение. Получишь инвесткапитал и предварительные заказы со всего мира. И продаёшь то, что у тебя уже давно готово. Затем продаёшь по франчайзингу технологию производства. Но главное даже не это. Раньше войны делали своё дело по обрушению рынка, сейчас пандемией ударили по потреблению, посадили всех по домам (и производителей, и потребителей), тем самым обесценивая рынок. После достаточного обрушения печатают триллионы, через свои банки всё скупают и потом выводят эту эмиссию из общего оборота. Макроэкономика — уровень «гопник».

Так что идеологически однополярность основана на современных и постмодернистских ценностях, которые открыто антитрадиционные. Я разделяю видение Рене Генона и Юлиуса Эволы, которые считали современность и её идеологические основы (индивидуализм, либеральная демократия, капитализм, потребительство и т. д.) причиной будущей катастрофы человечества, а глобальное господство западного стиля причиной окончательной деградации Земли. Запад приближается к концу, утаскивая всё остальное в пропасть.

Как вы считаете, сумеют предприниматели выкрутиться?

Бизнес-среда всегда была — исторически и по призванию — новаторской (предпринимательство всё время что-то предпринимает, выдумывает, ищет, то есть постоянно должно быть в креативном поиске, в деловой динамике). Если в этой среде кто-то не соответствует этим критериям — он должен выпасть из неё. Таковы объективные закономерности рынка и функционирующих в ней игроков. Поэтому выживаемость бизнес-среды малых и средних форм заложена в природе этой самой среды. И именно они изнутри сами себя почти по-мюнхаузенски оттащат от пандемической трясины. Конечно, не всех и не сразу. Но выжившие и нашедшие «кочки» опоры устоят, выработают новые формы, методы и способы ведения бизнеса. И на этой основе вновь размножатся.

Государство должно как-то участвовать в поддержании бизнеса?

Государство должно по мере сил и средств действенно помогать и содействовать этому процессу, исходя из интересов и внутренних запросов самой бизнес-среды, а не бюрократических чиновничьих, оторванных от реальной деловой жизни собственных видений. Государство должно бросать не только «спасательные круги» в виде мелких денежных подачек кому попало, а вручать инструменты поддержки и стимулирования в виде: снижения налогов; определённых льгот; временных фискальных послаблений; ограничения проверяющих и контролирующих мер, норм и т. д.

Набор таких инструментов хорошо известен, апробирован (особенно за рубежом), но должен быть откорректирован и отстроен согласно обстоятельствам новой волны борьбы с коварным коронавирусом.

Кроме того, бизнесу нужно раздавать не только «на хлеб» в виде пособий, а «удочки» в виде оперативных возможностей, как это указано ещё в древней притче. То есть помощь должна быть комплексной и разнообразной, системной, а не «пожарной», разовой и малоэффективной.

Ну и наконец, надо учесть перемены и трансформации под влиянием внешних глобальных вызовов, изменяющих весь характер сферы потребления, распределения благ. Возможно, надо готовиться к тому, что произойдёт перестройка сферы услуг (где в основном и задействован малый бизнес) вновь к сфере производства (например, товаров и энергоносителей, включая зелёную энергетику и любые добавочные её виды). Природные ресурсы исчерпываются, и нахождение (хотя бы частичное) их временной замены тоже может стать делом какого-то бизнеса. Транспортно-транзитная сфера и, безусловно, агросегмент — туда, куда могут быть устремлены перестроечные усилия тех, кто будет искать новые и перспективные места применения своих возможностей, средств и талантов. Даже не говорится об IT-сфере, интернет-возможностях, диджитал-стартапах и т. п.

Беседовала Елена Сукачёва