Школа, которую любят

Школа, созданная для своего ребёнка, будет лучшей школой для всех детей

Елена Сукачёва
facebook.com/sukachova
Instagram: Elena_sukachova

Сегодня много частных садиков и школ, которые обещают особое отношение к нашим детям и инновационные методы преподавания. Школу «Афины» я знаю изнутри, поскольку была приглашённым педагогом на медиафакультет. И с тех пор я хочу, чтобы мои дети учились только в этой школе. Потому что меня, как психолога и маму, всегда волновал вопрос воспитания личности, а не получения оценок любой ценой.

Более подробно об этой школе и её учащихся расскажет в этом интервью Евгения Грекова, руководитель проектов Школы «Афины».

Евгения Грекова, руководитель проектов Школы «Афины»

Евгения, когда мы с вами познакомились, вы обмолвились, что Школу «Афины» ваши родители создали для вас. Их не устраивала система образования тех лет?

Нужно начать с того, что мои родители не педагоги по образованию. Они окончили КПИ и долго работали в научно-исследовательских институтах. В начале 90-х их пригласили преподавать естествознание, историю и английский язык в экспериментальном классе обычной государственной школы. Там родители поняли: если мы хотим, чтобы ребёнок стал успешен в будущем, его воспитание нужно начинать как можно раньше и уж никак не позднее 5-летнего возраста. И тогда они пригласили друзей и организовали небольшую (на 10-15 учащихся) группу подготовки детей к школе. Мне тогда было 4 года. Через год они уже набрали первый класс, и так я в 5 лет пошла в Школу «Афины». У нас было всё так, как и в обычной школе, но только с интересными учителями, увлекательными играми, трёхразовым питанием и даже дневным сном. Мы занимались гимнастикой ушу, хореографией, шахматами, ставили спектакли. Но, конечно, у нас была и математика, и предмет «Мир вокруг нас», и 4 языка с первого класса. Всё это есть в нашей школе и сейчас. У нас никогда не было больших классов. Максимум — 15 человек. Скажем, если у нас на параллели 50 детей, они делятся на 4 учебные группы, причём на разные предметы по-разному.

В вашей школе нет формы, дети могут выбрать для себя любую одежду и причёску, и я видела, как ученики с удовольствием обнимают преподавателей, что свидетельствует о том, что они их очень уважают. У вас в школе такие правила или это происходит само собой?

Наши дети — это наши сотрудники. Это записано в правилах школы. Поэтому мы никогда не ставим себя выше детей. У нас отношения равенства без панибратства, и дети это ценят. Если ты демонстрируешь уважение к своему юному коллеге, ребёнок отвечает тебе тем же. Это отличный способ мотивации, особенно когда дети вступают в сложный возраст. Ведь я могу быть не только учителем для ребёнка, но и сама у него чему-нибудь научиться. А для этого нужно поддерживать наши дружеские отношения.

В вашей школе учителя кричат на детей?

Вы имеете в виду — говорят эмоционально?

Принуждают к чему-то через крик, навязывают своё мнение или настроение?

Такого нет. Конечно, мы не роботы, мы можем сделать детям замечание, но мы на них не кричим. Потому что это бессмысленно. Криком ничего нельзя добиться, можно только запугать.

Какие тогда рычаги влияния у вас в школе на детей? Ведь не все покорные и послушные.

С любым ребёнком можно договориться. А ещё мы мотивируем их добиваться успеха — и в тех сферах, где им легко, и в тех, где им сложно.

Вместо оценок мы используем систему образовательных уровней, и на каждый уровень прописаны критерии, что они должны уметь и знать, чтобы его достичь. Дети могут проявлять себя в искусстве, в спорте, в социальных проектах, в дебатах, в деловых играх, не говоря уже о конкурсах и олимпиадах. Есть, безусловно, такие дети, которые ничего не хотят, но это зачастую просто сложный период в жизни ребёнка, который в конце концов проходит.

Оксана Балакшина и Алексей Греков, соучредители и соруководители Частной школы «Афины»

Я была в вашей школе преподавателем по работе с видеокамерой и риторике, довольно необычное направление для средней школы. Но мне также известно, что вы приглашаете преподавателей обучать детей бизнесу, финансам и другим необходимым в жизни знаниям.

Да, это так. Десяти- и одиннадцатиклассники учатся в нашей Афинской академии, где насчитывается 4 факультета, почти как у Гарри Поттера. Первый называется факультетом медиатехнологий. Здесь изучают всё, что связано с медийной сферой. Второй — это факультет бизнеса и менеджмента. Тут преподают практики из сферы бизнеса и финансов. Третий — естественно-научный факультет. Здесь старшеклассники углублённо изучают биологию, химию, физику, математику, а по четвергам выезжают на практикумы в лаборатории Института гидробиологии и КПИ. Четвёртый называется факультетом социальной активности. Тут изучают историю, политологию, психологию, социологию и право. Каждый год мы корректируем программы факультетов, исходя из запросов студентов, которые поступают в Афинскую академию. И они действительно поступают: пишут мотивационные письма, представляют свои творческие или научные портфолио. А для того, чтобы дети делали осмысленный выбор, начиная с 7-го класса психологи проводят с ними профориентационные тренинги, стараясь выявить их склонности и направить в нужное русло.

Я знаю, что этой весной вы возили детей в Англию. Что это было?

Мы принимали участие в British English Olympics. Это международный конкурс по английскому языку. Для победы в нём недостаточно хорошо уметь говорить. Ребята участвовали в дебатах, пели а капелла, строили инженерные сооружения из бумаги, презентовали незнакомую страну и ставили пьесу Шекспира, переделав её на современный лад. Подготовка к такому конкурсу заняла 6 месяцев. Есть у нас образовательные поездки и летом. Мы ездим в разные страны и принимаем участие в олимпиадах по разным предметам. Также в нашей школе дети могут сдать международные экзамены по английскому, французскому и немецкому языку, а в следующем году мы добавим к ним ещё и испанский.

За 25 лет существования школы у вас наверняка было много выпусков. Расскажите, как устроились выпускники.

У нас было 15 выпусков. Очень часто ребята поступают в зарубежные вузы и по окончании работают в международных компаниях. Среди выпускников есть айтишники, работающие в Google и Ubisoft, есть медики, учёные, художники и кинорежиссёры. Есть те, кто создал собственный бизнес, и те, кто работает как фрилансер. И весьма приятно, что всё больше выпускников приходят к нам в Афинскую академию, чтобы поделиться с ребятами своими знаниями.

Беседовала Елена Сукачёва

Частная школа «Афины»
03141, Киев, ул. Соломенская, 35а
тел.: +38 (044) 249-66-43