София Оноприенко: Как учиться за границей?

Насколько сильно отличается украинская система образования от канадской? Моя гостья София Оноприенко поставила себе грандиозные цели и изучает этот вопрос на собственном опыте. И сегодня она поделится им с нами

Елена Сукачёва facebook.com/sukachova Instagram: Elena_sukachova Фото: Наталия Процюк Стиль: Оксана Черныш, Instagram/image_charge Шоурум: «ШтрихКод»

София, давайте сразу начнём с интересного — что за цели у вас?

Я поступаю в Стэнфорд, чтобы стать министром образования Украины. И, кстати, в моих работах нет плагиата. Я ощутила на себе отличия качества образования в Украине и Канаде. Я пошла в первый класс государственной украинской школы, а сейчас оканчиваю 12-й класс топ-школы Канады и поступаю в Стэнфорд. Я понимаю, что качественное образование — это инвестиция. Поэтому сейчас я вкладываю все силы, чтобы его получить, а в итоге планирую создать такую возможность для других. Имея опыт учёбы в лучших учебных заведениях Канады и в обычных украинских школах, я могу сравнивать и чётко понимаю, что нужно изменить и как это сделать.

София Оноприенко

Какая разница в системе образования?

В Канаде учат учиться, а у нас нет. В украинской школе мне не раз говорили: «Математика — это не твоё», «Ты никогда не будешь знать английский». Сейчас я учу математику университетского уровня на английском языке, всё ещё учась в школе. Как это возможно? В Канаде меня просто научили учиться. Проблемы украинского образования отлично описаны в песне «Учат в школе», без которой, пожалуй, не обходится ни одна торжественная школьная линейка, посвящённая Дню знаний. Сразу становится понятно, что научат «про глагол и про тире» и как «рисовать квадрат и круг», а большего от школы ожидать не стоит. Ни о навыках, ни о ценностях речи не идёт. При этом от самих учеников ожидают блестящих результатов в учёбе. Лично я не помню, чтобы мне когда-либо объясняли, как этих результатов достичь. Можно было бы сказать, что ученики сами со всем справляются, если бы столько школьников не мучились над тетрадками, жертвуя своим здоровьем и задаваясь вопросом, понадобится ли это когда-либо вообще. В Канаде же есть отдельный предмет под названием Learning Strategies («стратегии обучения»). Направлен он на развитие способности получать знания, работать с ними и направлять в сторону саморазвития. Да, нас учат быть успешными в своём собственном определении этого термина. Как планировать свой день, соблюдать дедлайны, справляться со стрессом. Когда ты всё это умеешь, рождается желание учиться! За ним кроется та самая мотивация.

Вы говорили о плагиате, почему для вас это так важно?

В Украине плагиат считается нормой. На моих глазах учитель в украинской школе выходил из класса во время контрольной, чтобы дать возможность своим ученикам списать, так как для него лучшие результаты учеников гарантировали премию. Списывать — это плагиат. В украинских реалиях учитель ему способствует. Это не мелочь, потому что вырабатывается привычка получать желаемое нечестным путём, таким образом нивелируется сама ценность образования. В канадской школе в аналогичной ситуации аннулируется экзамен, а ученика могут отчислить. Ни учитель, ни ученик в такой истории не заинтересован, так как это повлечёт за собой последствия на всю академическую карьеру. В документах будет прописано нарушение важнейшего правила, и за этим следует невозможность поступления в университет. За время учёбы в Канаде я ни разу не сталкивалась со списыванием, даже на наименьшем уровне — домашнем задании. Не говоря уже о тестах, экзаменах и научных статьях. У нас же при наличии плагиата можно даже министром стать.

Сейчас, на момент локдауна, украинские дети учатся онлайн. Как с этим обстоят дела в Канаде?

Для Канады дистанционное обучение — это возможности, а для Украины — аврал. Украинские учителя недостаточно квалифицированы для работы в режиме онлайн, а ученики пользуются этим и халтурят. За время пандемии канадские школы переходили в онлайн много раз. Я сама учусь дистанционно уже 10-й месяц, это, правда, трудно, но я в восторге от того, как канадская система преодолевает преграды и адаптируется. Они поменяли расписание, обучили учителей и регулярно держат связь со студентами и родителями, чтобы получать фидбэк. Но основное, что держит учеников, — желание учиться. Мы тоже так можем. Я знаю, что в Украине объективно есть проблема плохого Интернета, в особенности в сёлах. Но и это преодолимо, если и ученики, и учителя заинтересованы в получении знаний. Это только наше решение, как участников системы образования, использовать возможности, выстраивать новые Learning Strategies, делать свой вклад… или искать отговорки. Я уже сейчас делаю свой вклад в украинское образование с помощью своей платформы Education. Inspiration. Change. Если вам откликнулось то, о чём я рассказала выше, присоединяйтесь к моей платформе в соцсетях, чтобы сделать качественное образование в Украине трендом.

Беседовала Елена Сукачёва