Анастасия Рухлина: «Любовь к музыке – это то, что нас сближает и объединяет»

Если кому-либо задать вопрос: «Какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувствительным?», то, безусловно, в ответ услышите: «Саксофон!» Это инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его чувственный и экспрессивный тембр умеет передавать нежность и страсть, может переносить человека в самые сокровенные воспоминания. Саксофон по праву считается королём джаза, потому что фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Нельзя не отметить импровизационные возможности инструмента, которые сделали его непревзойдённым лидером в джазовом искусстве. Сегодня к нам в гости пришла замечательная и талантливая украинская исполнительница Анастасия Рухлина, которая по праву может сказать, что знает о саксофоне всё

Анастасия, вспомните себя в детские годы. Чем увлекались, какие таланты родители в вас находили, на какие кружки бегали, кем хотели стать в детстве?

Я помню, как говорила в детстве родителям, что хочу быть ветеринаром и художником. С двухлетнего возраста я начала рисовать, поэтому в 6 лет родители отдали меня в художественную школу, а уже в 9 привели в класс саксофона. До 13 лет я совмещала эти две школы и общеобразовательную, мне очень нравилось, чем я занимаюсь. Конечно, я мечтала о карьере дизайнера одежды и всегда в рюкзаке у меня лежал блокнот, где я делала зарисовки различных платьев и костюмов. Но в то же время я понимала, что рано или поздно мне нужно будет сделать свой выбор. Мне хорошо запомнилось, как в одно весеннее утро, когда я собиралась в школу, ко мне подошла мама и спросила, не хочу ли я поступить в музыкальную школу по классу саксофона в Киеве? Я моментально ответила: «Да!» Вспоминая этот момент, мама всегда удивляется, что я даже не задумывалась о том, что мне придётся уехать из родного города, а мне всего-то было 14 лет. Выбирая саксофон, я осознавала, что должна буду оставить живопись, но была уверена в своём решении, и уже через несколько недель мы ехали на прослушивание в Киев.

Родители были строгими? Запрещали что-нибудь? А возможно, наоборот, подталкивали к чему-то? И в каком возрасте вы окончательно поняли, что любовь к саксофону — это на всю жизнь?

Мне очень повезло с родителями. Они с малых лет водили меня на различные кружки, и я постоянно участвовала в многочисленных музыкальных и художественных фестивалях и конкурсах. Они всегда меня поддерживали — во всех моих начинаниях. Никогда не заставляли меня делать то, чего я не хотела, относились достаточно спокойно к моим новым увлечениям и предпочтениям в искусстве. У меня с родителями весьма уважительные и доверительные отношения, от них я чувствую огромную поддержку, любовь и заботу. Сейчас, вспоминая своё детство, я понимаю, что очень любила всё, что было связано с творчеством, и родители, вовремя увидев это, сразу подталкивали меня в нужном направлении, за что я им бесконечно благодарна. После зачисления меня в музыкальную школу в Киеве я оказалась в коллективе по-настоящему талантливых и умных ребят, для которых музыка была смыслом жизни, и тогда я окончательно поняла, что любовь к саксофону и музыке в целом это навсегда.

Вы также учились в консерватории в городе Нанси. Как вы считаете, насколько отличается уровень высшей школы по классу саксофона во Франции от нашей отечественной музыкальной школы? И почему выбрали именно Францию для продолжения обучения? Почему, например, не родину создания саксофона — Бельгию?

Хотя Франция и Бельгия во многом похожи, всё же исторически так сложилось, что во Франции самая сильная школа классического саксофона, и, выбирая консерваторию, я отталкивалась именно от этого. За весь период обучения меня учили высококлассные педагоги, и когда я переезжала, то очень волновалась о том, какой уровень обучения ждёт меня там. Сильно отличается теория музыки и сольфеджио, ведь сначала у меня было ощущение, что я осваиваю эти предметы заново. Что касается саксофона, то я существенно выросла в профессиональном плане, научилась многим современным техническим приёмам и, конечно же, познакомилась со многими профессорами и саксофонистами. Настоящим удивлением для меня была новость, что вступительные экзамены во Франции начинаются в середине октября, в то время как на обучение надо было приехать в начале сентября. Твой педагог сначала занимается с тобой месяц и только после этого допускает к экзаменам. Как только экзамены были сданы, я узнала, что за меня подали заявку на участие в конкурсе, где, помимо произведения, я должна была подготовить 5-минутную презентацию о композиторе и его творчестве, а тогда я только начинала говорить на французском языке. Вспоминаю также, как профессор говорила, что моя манера игры отличается от европейской, что я играю очень экспрессивно и это «фишка» славянских народов, которой она увлекается.

И всё-таки почему именно саксофон? Почему не фортепиано или скрипка?

Скрипка и фортепиано — это самые популярные музыкальные инструменты. Вообще у меня мама музыкант, и она знает все тонкости и сложности различных музыкальных инструментов. А посоветовавшись с отцом, они решили выбрать для меня именно духовой инструмент. Сначала их выбор остановился на флейте и саксофоне, но, к счастью для меня, они выбрали именно сакс! Когда в твоей семье есть музыканты, то поддержка тебя как музыканта присутствует всегда. Так, например, на многих музыкальных конкурсах меня всегда сопровождала мама. Я старалась прислушиваться к её советам, а она следила за всеми моими выступлениями, и мы вместе проходили через все трудности.

В каких стилях вы играете? Каким образом менялись ваши вкусы и предпочтения в саксофонной музыке по мере взросления?

Определённо, стилей в музыке существует невероятно огромное количество, и все они находят своих поклонников. Когда я училась, то исполняла классическую музыку. Стоит отметить, что саксофону чуть более 150 лет, и наш список классических произведений в разы короче, чем у других инструменталистов, поэтому до 19 лет в моём репертуаре было 80 % самых известных классических произведений для саксофона, которые поражают своей красотой и глубоким смыслом. Сейчас я исполняю разную музыку: известные поп-композиции, лёгкий джаз и лаундж. Хочу отметить, что я только начинаю свой путь в этих стилях.

Расскажите немного о технике игры на саксофоне, какие существуют сложности, нюансы, особенно для тех, кто только начинает осваивать этот музыкальный инструмент?

Саксофон — достаточно простой музыкальный инструмент для новичков, но не без своих нюансов. В отличие от джазовых композиций, классику я играю более 15 лет, поэтому именно сейчас сама осваиваю иные тонкости моего инструмента. Если говорить о базовых вещах, то все духовики должны владеть своим дыханием, ведь это первое, с чем столкнётся музыкант-любитель. Со временем перейдёт к постановке амбушюры (губной аппарат), а после этого начнётся всё самое интересное: знакомство с каждым клапаном и разучивание своих первых композиций. Как же интересно играть что-то новое! Слушать других исполнителей и постоянно находиться в процессе обучения. Например, у джазистов и у классических музыкантов отличается не только техника исполнения, но и мундштуки, а иногда и сам инструмент. Если мы говорим о профессионалах, то у каждого есть своя манера исполнения, которую они нарабатывают на протяжении всей своей творческой жизни. Для многих людей саксофон — это джазовый инструмент, поэтому, когда меня слышат впервые, отмечают мягкий тембр, сильно удивляются, ведь это нехарактерно для исполнителей поп-музыки. А весь секрет заключается в том, что мне очень помогает огромный опыт исполнения классической музыки.

Уже несколько лет вы являетесь участницей симфонического оркестра. Расскажите, пожалуйста, труднее выступать сольно или в составе оркестра?

Да, у нас в Украине есть уникальный женский оркестр Queens Orchestra, и я рада быть его частью. Но для меня выступать сольно более приемлемо, ведь тогда я могу показать и поделиться своими эмоциями и чувствами со слушателями. Несомненно, играть соло сложнее, потому что публика слушает только тебя. В оркестре же сольные места распределены по всем инструментам, и когда кто-то солирует, все остальные создают гармонию. В оркестре появляется общий боевой дух, это заметно, когда вы на сцене, звучит tutti, и в такие моменты по всему телу идут мурашки по коже. Отличаются и гастроли сольных музыкантов и оркестра, в таких поездках у нас возникает тесная дружба между оркестрантами и множество замечательных воспоминаний. А со сколькими замечательными людьми я сдружилась за время этих поездок! И могу с уверенностью сказать, что все они являются настоящими мастерами своего дела!

Я знаю, что к усилению карантинных мероприятий вы успели побывать со своими концертами в Индии и Китае. Как принимала публика? Что вам больше всего запомнилось из этих поездок?

С концертами я выступала в Украине, России, Европе и Азии. Когда едешь на гастроли на короткий срок, то не успеваешь даже погулять по городу и больше познакомиться с культурой страны. Обычно получается прогуляться по городу в последний гастрольный день, и времени хватает только на то, чтобы купить подарки близким. А во время гастрольного тура в Китай и Индию всё было наоборот. Там я прожила почти по полгода, в Китае успела побывать в 9 городах, а в Индии в более чем 20! Но всё по порядку.

В 19 лет в составе Queens Orchestra я поехала на гастроли в Китай. Хочу отметить, что это была моя первая поездка за границу на такой долгий срок, и, конечно же, эта поездка мне запомнилась. Китайцы очень любят европейских исполнителей и нашу музыку с её романтизмом и красочностью, ведь мы также исполняли и китайские песни. У нас было китайское произведение в стиле блюз, и мы постоянно слышали эту песню во всех ресторанах и торговых центрах. И только представьте себе реакцию людей, когда выходят наши девочки и поют их любимую песню на китайском. Это был фурор! Мы несколько раз выполняли её на бис. В Индии мне запомнились многочисленные перелёты и переезды в разные города. В основном я играла на свадьбах и корпоративах. Стоит сказать, что свадьба в Индии — это настоящее торжество, которое длится не один день. Восточные свадьбы отличаются своей богатой атмосферой, большим количеством цветов и украшений. Особенно мне запомнилась свадьба, на которой было более 5000 человек. На ней выступала популярная индийская группа, а я и скрипачка из Украины были приглашёнными музыкантами. Мы совсем не знали репертуар группы, поэтому нам пришлось импровизировать на самой сцене, ведь даже на саундчек у нас было мало времени. Именно в такие моменты и нарабатывается опыт и профессионализм. Наш мир огромен, в каждой стране существует свой менталитет, но любовь к музыке — это то, что нас сближает и объединяет. И, как говорил главный герой Леонида Быкова из фильма «В бой идут одни «старики», «всё преходяще, а музыка вечна».

Мечтаете ли вы стать кумиром, своего рода «иконой стиля» в мире саксофонной музыки для своих поклонников? А у вас в детстве были такие примеры? На кого вы равнялись?

Очень интересный вопрос. Когда посвящаешь свою жизнь одному делу, когда все сферы твоей жизни переплетаются с музыкой, то, конечно, ставишь себе очень амбициозные цели. Но ввиду того, что инструменталисты не так популярны, как, например, вокалисты, быть у всех на слуху такой цели нет. Тем более что я увлекалась такими исполнителями, как Claude Delangle, Никита Зимин, Jean Denis Michat, а они популярны именно в узких кругах. Сейчас я играю поп и джаз, и, как следствие этого, расширился и мой перечень любимых исполнителей: Candy Dulfer, Grover Washington, Jimmy Sax и В. Лебедев.

Несколько слов о своих будущих творческих планах и проектах. Возможно, планируете в составе оркестра новый гастрольный тур? Куда можно прийти, чтобы послушать и насладиться музыкой этого удивительного музыкального инструмента в вашем талантливом исполнении?

У меня огромное количество планов, но на данный момент сложно говорить даже о ближайшем будущем в связи с неблагоприятной ситуацией, возникшей на фоне пандемии. Очень надеюсь, что вскоре проблема с COVID-19 будет решена полностью и музыканты смогут, как и раньше, гастролировать по всему миру. Для меня, как и для каждого исполнителя, крайне важно оставаться в тонусе и выступать для тех, кто по-настоящему ценит и любит музыку. За период карантина я уже отвыкла от большой сцены. Сейчас выступаю в основном на маленьких частных мероприятиях и играю в составе оркестра. Но с Queens Orchestra у нас планируется гастрольный тур, и я верю, что у нас обязательно всё получится!

Беседовал Вадим Золотонос