Елена Манондиз: эмоциональный интеллект

Когда я вспоминаю школу, первое, что приходит мне в голову, — это заучивание и контрольные. Готовишься, не спишь ночами, а потом во взрослой жизни успеха достигают далеко не отличники. Оказывается, формула «Учись хорошо — и достигнешь многого» может не сработать. Так в чём же суть этого феномена?

Начиная с XIX столетия учёные исследовали структуру психики, пытаясь разобраться в механизмах её работы. Особое внимание уделялось когнитивным функциям, таким как восприятие, память, внимание и мышление, их взаимодействие и влияние на результат в достижении поставленных задач. Важными были факторы мотива и целенаправленности, умение контролировать и регулировать свою деятельность. Эмоциям в этой цепочке отводилась роль эмоциональных процессов, стоящих опосредованно от познавательных, хотя если разобраться детальнее, то эмоции как раз и позволяют нам познавать мир, но об этом позже. В 20-х годах прошлого столетия учёные развернули фокус внимания на навыки, которые сложно было измерить количественным способом, но они явно играли важную роль во взаимодействии между людьми, и обозначили эти свойства термином — «социальный интеллект». Новая ветвь изучений обрастала данными, которые в 1995 году вдохновили Дэниела Гоулмана написать книгу «Эмоциональный интеллект», что разлетелась огромными тиражами и сделала тему эмоционального интеллекта узнаваемой в широких массах, а особенно в сфере бизнеса. Дэниел Гоулман предложил смешанную модель эмоционального интеллекта, которая состояла из пяти ключевых аспектов: самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки.

Эмоции в данной модели являются ключевым элементом, своего рода азбукой, которая позволяет лучше изучить себя и остальных. С детства мы учим эту азбуку, ориентируясь на отражение других людей: когда мы что-то делали хорошо — нас хвалили, и мы ощущали радость; когда делали что-то плохо — нас ругали, и мы ощущали грусть. Наши реакции были связаны с мимикой и проявлениями в теле, такими как дрожь, учащённое сердцебиение, учащённое дыхание и другие. При этом нас не учили давать определение этим состояниям, тем более мы не пытались понять их причину. Таким образом, у нас появилась система, которая работает в автоматическом режиме, чудесно справляясь с большинством задач в детстве, но чем старше мы становимся, тем больше шансов, что автоматический режим не справится с повышенной нагрузкой, а потребует более тонкой ручной настройки.

Первым шагом на пути эмоциональной саморегуляции будет распознавание эмоций. Эмоции являются психическим отображением явлений и ситуаций, которые обусловлены их значимостью к потребностям человека. Например, если у человека есть потребность в самореализации и он получает желанную работу, то его могут переполнять радость и возбуждение. Обратной стороной будет эмоция страха, в случае если есть угроза потерять работу. Выделяют шесть базовых эмоций: злость, страх, грусть, стыд, возбуждение, радость. Каждая эмоция имеет своё функциональное значение, так, злость проявляется, когда вы не получаете того, что хотели, или кто-то переходит допустимые границы в отношении вас. Страх является естественным ответом на возможную физическую или эмоциональную опасность. Грусть возникает во время потери, причём это может быть не только потеря физического объекта, но и потеря возможностей или завершение значимого периода в жизни. Стыд может возникать при нарушении общественных норм и правил. Когда мы предвкушаем что-то приятное, то ощущаем возбуждение, а при достижении целей или получении желаемого мы испытываем радость. Помимо базовых существуют и другие вариации эмоций, которые вы можете исследовать самостоятельно, тем самым расширив палитру своих переживаний.

Следующим шагом станет более тонкое понимание причин возникновения эмоций, и для этого я предлагаю использовать формулу из когнитивно-поведенческого подхода «ABC», где «А» — это внешний стимул, или ситуация, вызывающая в нас ответную реакцию или эмоцию, которая обозначается буквой «С». Обычно принято считать, что между «А» и «С» ничего нет, но если сосредоточиться и более внимательно подумать, то между стимулом и реакцией есть мысль или убеждение, которое обозначается в формуле как «В». К примеру, вы идёте по улице и замечаете знакомого, он проходит мимо и не здоровается. Варианты реакций: вы расстраиваетесь, поскольку решили, что знакомый на вас за что-то обиделся, или вы спокойно на это реагируете, решив, что знакомый вас просто не заметил. В зависимости от вашей интерпретации у вас будут разные эмоции. Поэтому, словив эмоцию, вы можете открутить назад время, определив стимул, и пойти дальше, выявив внутреннюю причину реакции.

Понимая природу своих эмоций, вы сможете посмотреть на себя более реалистично, принимать решения, учитывая свои особенности. Это поможет выстроить эффективную стратегию взаимодействия с окружающими, позволит быть адаптивными к переменам. Эмоции станут вашими союзниками на пути в достижения целей.

Facebook: Елена Манондиз
Фото: Анастасия Хлебникова