Инна Гончарова и её волшебный треугольник

Кто она, педагог, дети которого покоряют самые известные концертные сцены мира?

Музыка вне времени и границ — именно эти слова как нельзя более точно характеризуют классическую музыку. Инна, что является главным в музыкальном образовании детей?

Думаю, что главное в музыкальном образовании — воспитать личность, привить ребёнку любовь к музыке, научить его трудиться, сформировать мотивацию учиться, а также ставить цели и достигать их, познавать себя, нести ответственность за свои действия, не отступать перед трудностями.

Это не просто слова. Все эти качества должны стать частью ребёнка, если вы и ваше чадо прошли закалку музыкальной школой, если вы не просто отдали сюда своего ребёнка, а готовы работать вместе с ним, готовы жертвовать своим временем, силами, эмоциями и стать частью команды учитель — ученик — родитель. И вовсе не важно, станет ваш ребёнок музыкантом или нет. Важно то, что он станет самодостаточной, сильной личностью, культурным, образованным человеком и так же будет воспитывать своих детей. Это значит, что у страны есть будущее, потому что есть культурное наследие, есть люди, которые его создают, берегут и передают дальше — из поколения в поколение.

Я читала, что во времена Великой Отечественной войны Уинстону Черчиллю принесли на подпись бюджет страны. Он долго изучал его и осведомился, почему он не видит отчислений на культуру. «Ну как же, идёт война!» — ответили ему. «Тогда зачем мы воюем?» — удивился Черчилль. Считаю, что эти слова должны стать определяющими, когда наш народ избирает правителей. Сколько средств планируется на содержание театров, музеев, библиотек, музыкальных, театральных, художественных школ.

Я убеждена в том, что детей нужно вести именно в музыкальную школу, где есть профессионалы, где есть программа, основанная прежде всего на лучших традициях отечественного классического образования, которая уже столетие даёт прекрасные результаты.

Наши музыкальные школы должны субсидироваться из бюджета страны, а дети и преподаватели должны чувствовать себя защищёнными государством и иметь всё необходимое для обучения (самые лучшие инструменты, ремонты классов, сцены и т. д.).

Что вам нравится в вашей профессии больше всего?

Больше всего мне нравится неизведанность! Каждый ребёнок — это микрокосмос, не похожий ни на кого, и ты лепишь из него что-то совершенно новое, ты — Маг и Волшебник! Это не высокопарные слова. Просто всё так происходит на самом деле. Это очень тонкий, даже хрупкий процесс, построенный сначала даже не на твоих знаниях и умениях, а на интуиции и чувствах. Ты сидишь на вступительных экзаменах, приходят детки, которые, как правило, не просто пришли в школу, а они хотят сюда прийти, им хочется научиться играть на каком-то инструменте. Значит, они уже имеют свою историю общения с этим инструментом, где-то слышали, видели, может, кто-то играет в семье, а может, соседская девочка Клава играет, и тебе тоже нужно. У каждого своя история. И вот тут должно произойти первое волшебство — должна вспыхнуть и загореться первая, пока ещё тоненькая ниточка взаимного интереса, взаимонеобходимости. Это как влюблённость. И вот ты чётко видишь отклик в глазах ребёнка. Очень важно совпасть по мироощущению, быть, что называется, на одной волне, на одной частоте. Если это сложилось — всё! Это уже 50 процентов успеха. Всё, что ты скажешь, будет услышано.

Впереди долгий путь — 9 лет общения, причём в самый интересный период жизни, когда ребёнок растёт и постепенно превращается во взрослого человека. Ты видишь, как он меняется не только физически, ты видишь, как он становится сильным, как он расправляет крылья, ты переживаешь вместе с ним все его победы и поражения, ты — участник процесса! И ты сам как бы возвращаешься в своё детство, когда всё, что с тобой происходит, необычайно яркое, весёлое, интересное и просто невероятное. Чудо — перерождение твоего ученика, который сегодня только учится держать руку на инструменте, а завтра уже играет концерт Иоганна Себастьяна Баха…

Понимаете, это мой ученик играет моими руками, мыслит моими категориями, это я влияю на его мировоззрение, это я за роялем, я 40 лет назад, но уже с другим багажом знаний, умений за плечами. И, что самое удивительное, с каждым учеником всё по-иному, одна и та же музыка звучит и мыслится по-разному! И вот это — самое невероятное и потрясающее! Потому что ты никогда не знаешь, что получится, каждый раз всё заново и по-другому! Это мне о-о-очень импонирует.

Дорого то, что ты видишь в глазах детей, — их вера тебе и в тебя, потому что это ты даёшь им силы, уверенность в победе, а значит, в себя! Ты даёшь им не просто реализоваться и увидеть результат. Момент выступления, когда твой ученик выходит на сцену и ты ощущаешь, как воздух вибрирует от напряжения, как все замерли и ждут от тебя подвига. Ты боишься, но уже неким чувством, где-то очень далеко в глубине души понимаешь, что ты можешь, у тебя сейчас всё получится!

Дети прекрасно понимают, кто даёт им эти крылья, кто учит их летать самостоятельно. Детей обмануть нельзя! У них интуиция лучше, чем у пантеры. И вот эта вера в меня, как истину в последней инстанции, дорогого стОит! Конечно, это не может не нравиться. Ты видишь отдачу! Наверное, это и есть безусловная любовь, когда ты веришь и верят в тебя, ты доверяешь — и тебе доверяют, ты любишь — и тебя любят в ответ. Поистине, что посеешь, то и пожнёшь. Возможно, именно поэтому мои лучшие из учеников смогли победить в международном конкурсе и сольно выступить на одной из самых престижных площадок в мире — на сцене Карнеги-холла в НьюЙорке, США. Это Антонио Джонсон, Машенька Гасюк, Катя Тарнопольская, София Суркова и Назарий Фесик.

Какое ваше кредо и почему?

Кредо? Модное сегодня слово. Скорее позиция, прин — цип, которого я придерживаюсь. Это волшебный треугольник, без которого ничего не будет: ученик — педагог — родители.

Когда-то в Одесской десятилетке (школе-интернате для одарённых детей, куда съезжались талантливые дети со всего Советского Союза) работал потрясающий преподаватель по классу скрипки — Столярский Пётр Соломо — нович (кстати, он же и основал первую в Советском Союзе специализированную музыкальную школу для одарённых детей, в Одессе. Сейчас эта школа носит его имя). Так вот, к нему со всей огромной страны съезжались толпы учеников, и, конечно, он не мог взять всех. А как выбрать? Все талантливы, приехали лучшие из лучших. Пётр Соломонович подходил к каждому ребёнку и спрашивал: «Ты хочешь учиться в школе?» Все детки говорили, что очень хотят, а один мальчик ответил, что не хочет. «А зачем же ты приехал?» — удивился Столярский. «Мама хочет», — сказал он. Думаю, вы уже догадались, кого Мэтр взял в ученики. Потому что, если родители хотят, значит, они найдут возможности, силы и время помочь своему ребёнку, и кораблик «ученик — учитель» при их поддержке будет плыть спокойненько в своём направлении, все будут грести в одну сторону, и никому не нужно будет тратить тонны сил и энергии впустую. Каждый будет заниматься своим делом, и поэтому всё будет работать как часы, а не как в знаменитой басне Ивана Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Это очень важно, чтобы все смотрели в одном направлении. Важно, чтобы все доверяли друг другу, поддерживали друг друга, как в семье, и тогда твой ребёнок будет бежать к тебе в класс, будет преодолевать все препятствия и будет успешным, потому что будет лететь на двух крыльях! И он это будет понимать и ощущать.

Я уверена, что права. Сегодня я общаюсь со многими своими учениками, которые окончили школу 15-20 лет назад. Они делятся своими переживаниями, проблемами, победами, и я радуюсь вместе с ними. Я жду этих встреч! И я счастлива от понимания того, что оставила в их душе такой неизгладимый след, что им хочется прийти ко мне через столько лет и они так же, как когда-то в детстве, несут мне все свои горести и радости. И совсем не важно, стали они музыкантами или нет. Они стали самодостаточными, уверенными в себе людьми, успешными, реализованными, которым не нужны никакие психологи, потому что у них для этих целей есть рояль и музыка и они знают, что с этим всем делать. Я горжусь своими детьми и их родителями! Сегодня Гриша Хамчук (мой ученик, окончил школу 15 лет назад) подарил нашей школе интерактивную доску для класса сольфеджио. Родители Машеньки (оканчивает школу в этом году) и Ярослава Гасюк проделали титаническую работу, и теперь у школы есть хороший, совершенно новый концертный рояль, о котором мы и мечтать не могли.

Дети и их родители хотят сделать что-то хорошее, оставить память о себе так же, как и ты когда-то оставил свой след в их душе! И это дорогого стоит! Много вы знаете меценатов сегодня? Когда-то в нашем городе жила династия Симиренко, династия Терещенко, основатель Коллегии Григорий Галаган, губернатор Иван Фундуклей, основатели музея искусств Богдан и Варвара Ханенко, Семён Могилевцев (кому мы обязаны зданием Дома учителя) и многие другие люди, которые уже вошли в историю как меценаты, как Личности с большой буквы, люди широкой души, чьи деяния повлияли на культурное наследие Киева. И я очень рада, что сегодня именно мои ученики и их родители возрождают меценатство, пусть даже в нашей маленькой, но дружной школе.

Вот вам и кредо — «Делай добро, делай то, что должен, и тебе вернётся всё сторицей!».

Беседовала Ирина Самсоненко
Фото: Виктор Ковалевский
Редакция от всей души поздравляет
Инну Эдуардовну Гончарову с её 55-летием
и от души желает ей здоровья и добра!