Инна Гончарова: учитель музыки и успех твоего ребенка

Мы аплодируем музыканту и восхищаемся его талантом. Но кто же тот, кто стоит за успехом наших детей? Пони маем ли мы, что будущее наших детей в большей степени зависит именно от учителя? Об этом наше интервью с Инной Гончаровой, заведующей фортепианным отделом детской музыкальной школы № 10 г. Киева (Печерский район)

Ученики класса Инны Гончаровой

Инна, расскажите, почему вы выбрали именно эту профессию?

Это сложный вопрос, потому что на выбор профессии любого человека влияет множество факторов. Я стала учителем музыки, возможно, потому, что моя мама, Гончарова Нелли Алексеевна, работала в 10-й музыкальной школе г. Киева и я с детства была частью процесса. В те времена школа находилась в Голосеевском парке. Иногда преподавателям приходилось брать своих детей с собой на работу, и я видела, как мама ведёт урок, как проходят концерты. Все всегда улыбались, детей преподавателей было много, и нас часто отпускали кататься на лодочках, давали деньги на мороженое… Коллектив был очень дружный. Мы нередко ездили на экскурсии, взрослые ставили капустники, и мне казалось, что у мамы не работа, а вечный праздник. Такие детские ощущения, пожалуй, одна из составляющих моего выбора.

Инна Эдуардовна Гончарова

Кстати, знаете, как раньше ходили в театр? В холодное время года всем девочкам брали с собой туфельки, белые колготки, самое красивое платьице, у всех были уложены волосы. В гардеробной театра родители всех переодевали — снимали тёплые кофты, и ты превращалась в принцессу. Обязательно покупались цветы, и всё это формировало в тебе соответствующее отношение к театру, ты воспринимал уже сам поход в театр как волшебство, как что-то очень важное, ты учился понимать ценность культурных достижений человечества.

Конечно же, большое влияние на меня оказала моя первая учительница музыки — Рунько Людмила Давыдовна, интеллигентная, любящая детей и умеющая своим примером зажечь огонёк. В любых ситуациях она всегда меня поддерживала и очень любила. Всё это, вместе взятое, и стало определяющим в выборе профессии. Ведь у меня было много других вариантов. Родители предлагали мне медицинский институт. Моя бабушка занимала большой пост в этой области и могла посодействовать в дальнейшей моей карьере. Дедушка требовал идти на «серьёзную специальность» в КИСИ. Но я выбрала музыкальное училище и никогда не пожалела об этом.

Мария Гасюк

Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил музыку и с удовольствием приходил на уроки?

Нет односложного ответа на этот вопрос. Должны сойтись много позиций воедино. Это и семья — как она живёт, что для неё главное, что важно, что второстепенно. Ребёнок всё видит, он маленькая копия своих родителей. Никакими словами невозможно никого убедить, если сам ты живёшь иначе. Начни с себя. Человек, которому вы отдаёте ребёнка, должен быть не просто хорошим профессионалом, не просто интеллигентным, самодостаточным, он должен иметь большой запас любви. Её, этой любви, должно быть так много, чтобы была потребность ею делиться ещё с кем-то. И конечно, очень важно, чтобы ребёнок понимал, что ничего не падает на голову так просто, всё есть труд. Да, придётся потратить время за инструментом, пока кто-то из твоих друзей бегает на улице и тебе тоже очень хочется. Да, где-то тяжело и не всегда получается, но папа и мама всегда рядом: «Ты не один, мы тебе всегда поможем, мы — семья». Успешный ребёнок — это культура семьи. Это значит, что родители приняли решение и взяли на себя ответственность. Поверьте, за КАЖДЫМ способным, умным, ответственным ребёнком, который всё хочет, которому всё интересно, стоят родители, и эти родители о-о-очень много работают, чтобы так было. Материальная составляющая, безусловно, важна, но самое главное — это сколько своего времени, своих жизненных сил вы готовы отдать своему ребёнку. Сколько вложите — столько и получите. Потому что это вы будете водить вашего ребёнка на академконцерты, отпрашиваться с работы, потому что они, как правило, утренние, учить с ним ноты везде, где только возможно, бежать на детские спектакли в Оперный театр или Филармонию по детскому абонементу вместо попить кофе с подружкой или поболтать по телефону. И ещё много-много чего вы будете делать. Например, вместо отдыха в отпуск будете ехать на конкурс в Польшу или Францию (но это для избранных родителей, для тех, кто усердно трудился рядом со своим ребёнком и с радостью забывал о своих желаниях, ставя во главу угла необходимости своего чада в данный момент).

Директор ДМШ № 10
Елена Сирченко и Инна Гончарова

Ставьте амбициозные цели и достигайте их!

В марте 2021 года Анатолий Гасюк и Наталия Чаус, родители моей ученицы Марии Гасюк, решили помочь нашей школе приобрести новый концертный рояль, так как школа использовала инструмент, которому более 50 лет и который к тому же нуждался в ремонте.

Мне очень приятно, что за короткое время под эгидой Благотворительного фонда «польско-украинский фонд «Семья» и с помощью меценатов, благотворителей из бизнеса, активных родителей школы, а также просто неравнодушных граждан была собрана огромная сумма — 950 000 грн — для приобретения нового концертного рояля Yamaha C7. Я поражена тем, что не только бизнес принял участие в этом проекте либо посредством прямого финансирования, как, например, компании GP Advisors, Horizon Capital, WNISEF, Winner Group Ukraine, Sigfox Ukraine, Cushman & Wakefield Ukraine, либо посредством предоставления ошеломляющей скидки на новый инструмент от компании «Соло».

А ещё более воодушевляет то, что существенные взносы на покупку рояля сделали родители моих бывших учеников, Антонио Бразильеро Джонсона и Катерины Тарнопольской, родители нынешних учеников Варвары Марченко и Ярослава, Дмитрий Озеров (отец ученика школы), а также совершенно незнакомые мне люди, которым я и школа чрезвычайно благодарны, такие как Олена Кошарна, Павло Грод, Наталка Яресько, Слава Власов, Анастасия Усачёва, Сергей Портнов, Виктория Смародина, Оксана Страшна, Олег Великий, Дмитрий Рыловников.

Это позволяет мне надеяться, что наша школа будет продолжать учить талантливых детей, которые будут представлять Украину во всём мире, и в Карнеги-холле будут чаще играть украинские дети.

В июле этого года вы установили рекорд и были внесены в Национальный реестр рекордов Украины как преподаватель, имеющий наибольшее число учеников, которые сольно выступили на сцене Карнеги-холла (Нью-Йорк, США). Вы — единственная учительница по музыке в истории Украины, у которой такие достижения. Я вас поздравляю и хочу спросить, что нужно сделать для того, чтобы учитель музыки и его ученики могли прийти к такому успеху?

Если я скажу, что для того, чтобы иметь успех в чём-либо, нужно много трудиться, вряд ли кого-то удивлю. Несомненно, нужно много работать и над собой, и со своими учениками. Нужно полностью посвятить себя (это касается и тебя, и твоих учеников) процессу. Фактически ты никогда не отдыхаешь. Твой мозг, что называется, 24/7 обрабатывает информацию. Даже во сне идёт работа, ты всё время ищешь пути решения возникающих педагогических задач. Очень нужна поддержка родителей, которые должны помогать своему ребёнку настроить его на преодоление трудностей в момент, когда процесс буксует, когда ничего не получается. Такие моменты в работе бывают у всех. Гладко, просто, легко может быть только в кино. И конечно, важен ученик, который обладает определёнными данными. Не секрет, что фортепиано — это инструмент индивидуалиста, амбициозной личности. Эти задатки должны присутствовать в ребёнке. Все пять моих учеников, которые выступали на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке, — Антонио Бразильеро Джонсон, София Суркова, Назарий Фесик, Катерина Тарнопольская и Мария Гасюк — прошли долгий путь к этому, участвуя во многих концертах, всеукраинских и международных конкурсах, на благотворительных проектах. Они очень волновались на сцене, не всегда всё получалось, как было задумано, но мы не сдавались, нарабатывали опытным путём необходимые навыки, потому что навык достойно держаться на сцене нарабатывается только опытным путём. Детям часто приходилось от многого отказываться, стараясь выполнить поставленные задачи.

Безусловно, нам всем очень повезло со школой, где всегда тебя поддерживали. Пианист растёт на сцене. Это крайне важно, когда руководители понимают это, открывают для них закрытые двери. Благодаря директору нашей школы Елене Григорьевне Сирченко на протяжении многих лет целая плеяда вокалистов и музыкантов имела возможность ещё в юном возрасте заслуженно выступить на лучшей сцене Киева — в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины. Мне бы хотелось, чтобы было понятно, что успех в Карнеги-холле не свалился на голову ни мне, ни моим детям. За спиной кропотливый упорный труд всей команды: учитель — ученик — родители — школа. Убери хоть одно звено — и домик рухнул бы. Оглядываясь назад, я сама не могу поверить, что столько нами пройдено.

Восемь раз мои дети выходили на сцену Карнеги-холла, о которой мечтает любой музыкант мира! Антонио Бразильеро Джонсон и Мария Гасюк имеют и свои собственные рекорды в Национальном реестре рекордов Украины — как самые младшие украинские пианисты, которые выступали на этой сцене.

Беседовала Ирина Самсоненко