Инна Станишевская: зоогуманизм как основа баланса высоконравственного человечества

Фауна — это такие же земляне, как и мы, и отношение общества к животным, как к более слабым существам, — это чёткий показатель моральной эволюции нашей цивилизации. Так почему же человек зачастую так жесток к ним? Наша главная героиня — Инна Станишевская — соосновательница движения под названием «Зоогуманизм»

Инна, расскажите об этом движении подробнее.

Термин «гуманизм» имеет вполне конкретное значение отношения к человеку как к высшей ценности, тем не менее он не просто содержательно видоизменяется, а весьма расширяет контекст своего употребления, давно распространив его и на всех чувствующих живых существ. В своих отношениях с животными, как и с живой природой вообще, человек прошёл сложный путь — от поклонения и обожествления до покорения и потребительского отношения, от агрессии и насилия до идеи заботы. Однако, как бы ни просматривалась динамика подобных взаимоотношений в сторону принципов биоцентризма, всё же до понимания и утверждения идеи равноправия всего живого, ответственности за всё живое ещё очень далеко.

Безразличие к судьбам животных, жестокость в обращении с ними становятся нормой поведения человека уже в Римской империи, где для поддержания боевого духа жителей государства и воспитания нечувствительности к страданиям других людей организовывались массовые зрелища убийства ни в чём не повинных животных. Но в то же время находились люди, которые протестовали против такого обращения. Плутарх считал, что убийство животных аморально, поскольку животные беззащитны. Он полагал, что люди должны проявлять со страдание к животным, так как это отвечает принципу справедливости. Период конца XVIII — начала XIX века стал переломным в становлении гуманного отношения к животным и живому миру. Основатель утилитаризма И. Бентам инициировал новую форму борьбы против жестокого обращения с животными. Будучи юристом, он обосновал необходимость законодательной защиты животных от жестокости, в результате чего в 1822 году в Англии был принят первый закон о защите животных от жестокости.

Жестокое обращение с животными является одним из самых действенных средств разрушения нравственности и привития преступных наклонностей. Профессор Д. Н. Кавтарадзе в 1982 году, исследуя феномен жестокости к животным, выяснил, что из 30 подростков, уличённых ранее в жестокости к животным, большая часть привлекалась позднее к уголовной ответственности с лишением свободы за совершённые правонарушения. Известно, насколько суровое законодательство, касающееся данной проблемы, существует во множестве государств. Именно такое законодательство является одним из показателей цивилизованности страны.

Международная организация по защите животных World Animal Protection составила интерактивную картурейтинг стран по степени защиты животных. Страны ранжированы от A до G, где A — максимально высокая оценка. Карта позволяет просмотреть детализированное сравнение выбранных стран, чтобы понять, почему та или иная страна оказалась на отведённом ей месте. Украина — под буквой E.

Жизнь животных вообще не является предметом серьёзных разговоров, как только эти разговоры касаются необходимости удовлетворения базовых витальных потребностей человека в еде и одежде. Так, скажем, речь идёт и о том факте, что число животных, задействованных сегодня в научных экспериментах, выросло до гигантских масштабов: с 300 в 1875 году до 100 млн сейчас.

В настоящее время на пути построения гуманистических отношений человека и животных сложились две линии. Первая исходит из идеи благополучия животных и обеспечения им условий для этого, а вторая — из признания прав животных, в частности, главного из них — права не подвергаться мучению со стороны другого живого существа. Вторая линия предполагает законодательное закрепление этих прав, при котором животное может считаться равноценным субъектом права.

Борьба за благополучие и права животных имеет особый статус: она происходила и происходит без участия и инициативы стороны, чьи права были нарушены. Надеюсь, мы на том этапе развития, когда гуманность начинает просачиваться в наши души и сердца. Гуманность не только к себе, но и к окружающему миру, животным.

Я сооснователь телеканала «Первый зоозащитный». В эфирах мы пропагандируем гуманное отношение к животным и боремся за их права. Я участвую в написании законов по защите животных. Моя цель — донести до общества, что мы должны меняться. Чтобы человечеству выжить, нужно включить кнопку «гуманность». А гуманность нужно закладывать с детства — ввести уроки доброты в детсадах, школах, организовывать посещение приютов.

Есть две метафоры образования: первая — мы наполняем сосуд, а сосуд-то не очень герметичен, и в нём ничего не задерживается, а вторая — даём ребёнку путеводную нить. И я считаю, что эта путеводная нить должна быть пронизана гуманностью. На этом всё зиждется. Мы вступили в эру искусственного интеллекта, и завтра будет новая жизнь. Это будет симбиоз человека и машины. И в эту новую жизнь мы должны привнести гуманность.

Откуда в вас столько сил отстаивать права животных на жизнь, свободу и любовь?

Я не знаю. Я родилась с этим.

На каком этапе ваша программа?

Наша программа на этапе рассмотрения. Мы хотим, чтобы Кабмин имплементировал нашу Концепцию. Там всё очень просто: прописаны пять шагов, которые приведут наше общество к балансу с природой. Мы должны отходить от антропоцентризма и плавно переходить в эру биоцентризма.

Как давно вы помогаете приютам?

Больше 15 лет. Раньше приютов как таковых не было. Я помогала людям, которые подбирали бездомных животных. Моя философия: «Твоё то, что ты отдал». Хочу обратить внимание на бедственное положение наших приютов. Отдавая бездомных животных в приют, мы обрекаем их на смерть. Потому что приюты держатся на плечах волонтёров. Животным катастрофически на хватает корма. К примеру, в самом большом приюте «Сириус» три тысячи животных, и хозяйка приюта должна каждый день думать, чем их накормить. А у города есть целевые программы и средства, но пока эти программы не работают так, как должны. К сожалению, у нас нет системы контроля, и бюджетные деньги не доходят до своего конечного потребителя — животного.

Уже долгое время к власти приходят «случайные» люди. Я считаю, что люди, которые руководят нашими судьбами, должны быть элитой — получать многолетнее специальное образование. Руководить государством — огромная ответственность и глубокие знания. Система контроля со стороны общественности обязательно должна присутствовать. Но этому нас никто не научил. Опять-таки, это проблема отсутствия правильного образования.

Сейчас мы входим в век заэкранного общения и образования (онлайн). Что вы об этом думаете?

По моему мнению, онлайн-образование поможет обществу быстрее деградировать. Кому-то это выгодно. Политолог Эмерсон говорил: «В стране рождается много избирателей, и мы должны воспитывать их так, чтобы держать подальше их руки от нашей глотки, поддерживая узость и ограниченность обзора». Политикам не нужны образованные люди, они хотят, чтобы мы были зрителями, а не участниками.

Одно время онлайн-образование было модным. Особенно в Америке. Недавно я общалась с подругой, которая там живёт, и она сказала, что сейчас родители отдают предпочтение живому обучению. Хороший преподаватель даёт ребёнку мироощущение — путеводную нить, а не просто набрасывает в него информацию. Детей нужно обучать критическому мышлению, планированию своей жизни.

Где могут наши читатели ознакомиться с вашей программой?

В ссылках канала «Перший зоозахисний UA = Первый зоозащитный UA» >>> аналітичний напрямок на «Перший зоозахисний UA = Перший зоогуманний UA» есть новости, законопроекты и много другой полезной информации для тех, кто любит животных и хочет им помочь. Я с удовольствием пообщаюсь с теми, у кого возникнут вопросы и предложения.

Беседовала Татьяна Краева
Фото: Владимир Ануфриев
Визаж, причёска: Рина Балинская, @bali_rina