Ирина Самсоненко: Как заложить навыки профессионализма в человека ещё на стадии воспитания

Когда в нашей жизни появляется ребёнок, мы мечтаем, чтобы он вырос счастливым и успешным. Но мало кто из родителей знает, что стремление к успеху можно воспитать, если с детства обращать внимание детей на необходимость ставить перед собой высокие цели и добиваться их

Когда родился наш сын Антонио Джонсон, в силу определённых обстоятельств мы с ним должны были ежедневно в течение нескольких лет приезжать в больницу на процедуры, а также делать много необходимых упражнений дома. Куда же без развивающих игр, прогулок и сна? С тех пор понятие «ценить время» для нас закон, чтобы всё успеть. Антонио всегда знал, что, сделав всё оперативно, как, например, занятия по общему развитию или уроки музыки, а позже и домашние уроки, он сможет сэкономить больше времени для любимой игры или хобби. Чёткое расписание занятий и отдыха каждый день (безусловно, с поправкой на приоритетные вещи) воспитало в Антонио чувство защищённости и понимание, что за день можно успеть сделать очень много и получить от этого большое удовольствие. Сегодня, когда Антонио уже 15 лет, мы оглядываемся назад и сами удивляемся, как же много мы успели сделать. Только представьте: Антонио Джонсон, украинский пианист, за какие-то 8 лет победил в 100 международных и всеукраинских конкурсах, вошёл в Книгу рекордов Украины как самый молодой пианист, который играл на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке, США. У Антонио 5 сольных концертов в Украине и Европе, а также более 200 выступлений в благотворительных проектах. Выходы на большие сцены и участие в серьёзных конкурсах воспитали в Антонио уверенность в себе, силу воли, трудолюбие, умение ставить цели и достигать их, быть представительным, с харизмой, открытым сердцем. Несмотря на то что с пяти лет больше внимания мы уделяли занятиям музыкой, сын также хорошо учился в школе. И когда победил в конкурсе «Топ-100: Майбутнє України. Діти», его наградили стипендией Leonardo для одарённых детей, и уже второй год Антонио — успешный студент Stephen Perse Foundation в Кембридже (школы, которая входит в шестёрку самых сильных образовательных школ мира). И он единственный, кто смог сдать все необходимые для этой стипендии тесты. Чтобы воспитать успешную личность, я уверена, также важен широкий кругозор. Это тот багаж разносторонних знаний, которые получает ребёнок в семье, в жизни и в школе. Из нашего опыта могу сказать, что на кругозор положительно влияют путешествия, совместные семейные увлечения, семейные традиции и детские хобби. Семейные традиции — это стержень, который уже 18 лет держит нашу семью в гармонии. При колоссальной загрузке ребёнка музыкой и школой, когда муж часто ездит в командировки, а у меня большая общественная и благотворительная деятельность, мы не упускали ни одного раза, чтобы проводить наши семейные вечера вместе. Традиция накрывать стол и ужинать при свечах, много разговаривая на интересные нам темы, такие как история, события в мире, выступления Антонио на конкурсах, а также его конструирование, помогала нам быть ближе друг к другу, не теряясь в круговороте событий.

Сколько же радости и наслаждения мы получали, когда Антонио и его папа Рубен Джонсон после ужина вместе играли на рояле! С тех пор Антонио, учась в Кембридже, в редкие свободные часы расслабляется и наслаждается, играя на инструменте, импровизируя и таким образом создавая красивую музыку.

С ранних лет мы относились к ребёнку как к взрослому. Позволяли ему высказывать своё мнение на семейных советах, прислушивались к тому, что он думает. Но всегда давали понять, что у взрослых больше опыта, и если появлялись спорные вопросы, то сын должен был принимать решение родителей.

Очень важно научить ребёнка выходить из всех трудных ситуаций достойно. Пусть они понимают, что в жизни могут быть и неудачи, которые не должны вынуждать опускать руки. Делитесь с малышами своим жизненным опытом. В арсенале каждого человека есть такие истории, в которых они не победили, но и не сдались. Пусть даже на явные преграды дети смотрят с высоко поднятой головой, видя возможности, а не трудности.

Успешен тот, кто правильно оценивает себя, свои действия и поступки. Следите, чтобы дети всегда оценивали себя адекватно, вовремя их хвалите, а на неудачах не сосредотачивайте внимание: пусть относится к ним как к жизненному опыту и новой задаче — решению данной проблемы. Так, когда Антонио занимал не самое высокое место на конкурсе, я старалась напомнить ему о том, когда он был не совсем усердным, чтобы в будущем избежать подобного поражения. А когда мы занимали самые высокие места на конкурсе, то после моей похвалы и поощрения (дети это любят, и время показало, что ничего плохого в этом нет) я всегда говорила Антонио, что всё замечательно! Но всё же какие-то моменты были сыграны неидеально, и потому мы должны ещё много работать, чтобы достичь более высоких результатов.

Итак, никто из детей не рождается успешным, но стать таким может каждый, кто приложит определённые усилия. При условии, разумеется, что взрослые будут помогать детям, советовать и оберегать от очевидных трудностей. Важно не останавливаться на этом пути и развивать все качества, сопутствующие только успешным людям. И помните: НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО НЕТ!

Фото: Виктор Ковалевский