Искусство подглядывать

Известный фотограф Виктория Сметана на съёмках всегда старается подсмотреть больше, чем можно заметить на первый взгляд. С лёгкостью выводит человека на искренность и устанавливает контакт

Вика, в конце марта в Киеве состоялась ваша выставка портретов известных людей под интригующим названием «Підгледіла», в чём основная идея проекта?

Вот именно в интригующем названии и заложена идея. Я стремлюсь подсмотреть героя настоящим и донести зрителю больше, чем медийный образ, показать человека, его глубину, естественность и натуральность, его харизму. Представить зрителю героя таким, каким его знают самые близкие, без масок, без позёрства, словить характер в его глазах.

В чём заключается особенность работы с известными людьми?

Работать с известными людьми чрезвычайно интересно — у каждого своя история пути к успеху, история достижений и личного опыта. Важно уметь тонко чувствовать настроение, всё время контролировать происходящее. Это своего рода тонкий психологический процесс. Я всегда тщательно готовлюсь к съёмке — знакомлюсь с героем, читаю его биографию, смотрю интервью. Готовлюсь к встрече, чтобы понимать, о чём говорить с человеком, что ему интересно, чем он живёт, складываю определённый образ. Ведь для меня съёмка — это непринуждённая беседа, в которой рождаются искренние эмоции.

Запоминающиеся моменты на съёмках были? Может, казусы случались? Расскажите…

Знаете, в это сложно поверить, но не было казусов. Возможно, открытость с моей стороны располагала к взаимному адекватному отношению. С каждым героем мы делали одно общее дело, творили нечто большее, чем просто фотография, поэтому всё было жизненно и по-человечески. А запоминающихся моментов довольно много, о каждом герое можно часами рассказывать. Впечатлил меня очень интимный момент с Завальской, когда мы вместе плакали. Карамазов всю съёмку рассказывал неимоверные истории своей жизни, и я разрывалась между желанием слушать, наслаждаться общением и задачей сделать кадр. Нееловы позволили мне подсмотреть нежные и искренние семейные отношения. Когда два взрослых человека становятся маленькими, такими трогательными и живыми. С Бенкендорфом я просто не успевала физически нажимать на кнопку фотоаппарата — каждую секунду что-то новое и потрясающее. Каждый герой собирал, как пазл, проект. Может, когда-нибудь напишу о каждом.

кем из знаменитостей вам понравилось сотрудничать больше всего? Возможно, у вас есть любимая модель?

Всех люблю. Это как выбирать, кого из детей ты больше любишь. Невозможно! Все герои интересные, талантливые и уникальные. Мне повезло! (Смеётся.) Старалась выбирать из разных сфер деятельности, поэтому они все совершенно разные, и каждый безумно любит, дышит и живёт своим делом. Общение и работа с ними — огромное удовольствие. Каждый раскрылся и доверился — кто-то раньше, кто-то позже. Более того, многие пустили меня в совсем личное, свой дом, притом что я совершенно чужой и незнакомый человек. Кроме того, герои не видели свои фотографии. Поэтому для них это был сюрприз, эффект неожиданности и определённая авантюра. Каждый герой — личность. И каждый — важная часть проекта, целого. Поэтому они все любимые! (Смеётся.)

А кого вы мечтаете увидеть на своих фото?

Я знаю, у кого бы я хотела поучиться, а вот кого мечтаю увидеть в кадре… хм… не хочу себя ограничивать. После проделанной работы и опыта я понимаю, что разнообразие характеров и индивидуальностей безгранично. Просто хочется больше работать с интересными людьми. Расширять кругозор, учиться, познавать и двигаться вперёд, обретать бесценный опыт.

Какие факторы влияют на качество снимка? Погода, настроение, отношения между моделью и фотографом?..

Я всегда стараюсь выдавать одинаково высокое качество снимка независимо от факторов. Но вот на внутреннее состояние и уровень сложности съёмки, конечно же, влияют некоторые моменты. Для меня важно количество времени: мало времени — много нервов. И отсутствие возможности наладить контакт с моделью, а для меня это основополагающее. Даже любое настроение можно исправить, но опять же на это нужно время. Я очень люблю работать с естественным светом, поэтому его отсутствие, разумеется, тоже является неприятным фактором. Кстати, относительно казусов. Олег Скрипка — единственный герой, которого я снимала с импульсным светом. Именно потому, что не успели начать съёмку до захода солнца. Соответственно, пришлось понервничать, да и времени было минут десять на съёмку. Но даже с таким набором факторов удалось сделать весьма честный и живой кадр.

Поделитесь секретом, как расположить к себе человека во время съёмки? Ведь далеко не каждый может раскрепоститься перед камерой.

Во-первых, фотограф должен быть максимально открытым и дружелюбным, потому что, чтобы расслабиться, тебе должны доверять. А во-вторых, когда процесс съёмки является не работой, а лёгким, непринуждённым времяпрепровождением, модель рано или поздно раскрепостится. Также я стараюсь снять с человека нагрузку — он должен что-то делать, придумывать или выдавать эмоцию. Максимально быть в контакте, помогать и поддерживать. Пытаюсь переключить модель с внутренних переживаний, смещая центр внимания. Действительно, далеко не каждый может расслабиться и раскрыться перед камерой в столь короткий срок. Но каждый человек проявляет свои естественные эмоции, если создать правильную атмосферу на площадке. И вот тогда получаются живые и натуральные кадры.

ТОП-5 советов, как хорошо выглядеть на съемке:

• Наймите профессионального фотографа.
• Подберите образ, максимально соответствующий вам (не экспериментируйте).
• Будьте в ресурсе в этот день, не нагружайте себя всеми делами мира, примите удобную и естественную позу и не замирайте полностью во время съёмок, расслабьте мышцы тела.
• Отстранитесь от мелочей, не контролируйте себя полностью и постарайтесь войти в контакт с фотографом.
• Будьте сами собой и старайтесь не делать того, что не свойственно вам в обычной жизни.

В современном искусстве границы между уникальной профессиональной фотографией и любительским снимком очень тонки, что для вас значит красивая эмоциональная фотография?

Для меня красивая фотография та, которая цепляет и заставляет всматриваться. В которой гармонично сочетается эмоциональная составляющая с техническими и композиционными аспектами. В которую заложена идея и посыл.

А в чём основное отличие ваших работ?

Мои фотографии — живые.

Есть ли фотографы, работы которых вы считаете гениальными?

Однозначно Петер Линдберг. Он мой вдохновитель. По своему творческому видению и манере съёмки он мне очень близок. Искусство с прекрасным и важным смыслом. Любит показывать правду, реальность и красоту — без напускного образа. Весьма импонирует, как он относится к своему делу. Важно всё: процесс, взаимоотношения, результат. Он умеет объединить в работе свои профессиональные и личностные качества. Это фотограф, который создаёт нечто большее, чем фотография.

Беседовала Алла Семёнова