За кулисами монитора

Лика Спиваковская  генеральный директор бизнес-конкурса «Бренд года», основатель Spivakovska ART:EGO gallery, а также вдохновитель творческих проектов, таких как «Театр без актёров», арт-портал ARTNEWS.ONE и многих других

Лаконична, иронична, вдохновляющая. На первый взгляд маленькая блондинка с голубыми глазами и очаровательной улыбкой. Но за её хрупкими плечами — несколько успешных бизнесов в сфере маркетинга, рекламы и искусства, два брака (один для шока, второй — для шика), двое детей, две собаки, кот, канарейка и два хомяка (да, Лика решила собрать всю пищевую цепочку). Сегодня Cosmo Lady у Лики в гостях!

Лика, привет, у нас для тебя припасено много вопросов. И несмотря на твой активный профиль в соцсетях (да, мы тебя активно читаем всей редакцией), что-то же есть, что остаётся «за кулисами экрана»?

О да! Очень многое, на самом деле, скрыто от глаз моих подписчиков. Ну, вспомни хотя бы, как я, размещая посты и фотографии в Facebook каждый день, всётаки скрывала свою беременность все девять месяцев! Никто и не догадывался.

Да, я помню, как пост о рождении твоего сына был неожиданной новостью для всех!

Вот-вот. А теперь представь, какие ещё тайны после этого я могу хранить! (Смеётся.)

Поделишься?

С такой твоей настойчивостью — куда же я денусь? Вот сейчас, например, я работаю над книгой (и я этого ещё официально не анонсировала).

Ну это было предсказуемо. Ты столько пишешь в Facebook, что количество рано или поздно должно было перейти в качество. Что у тебя уже есть? Чему будет посвящена книга?

Для начала есть название. Есть идея. Есть концепция и даже почти уже есть макет. В книге собраны лёгкие, ироничные и трогательные рассказы о любви, дружбе, отношениях, родительстве, бизнесе, маркетинге, счастье и разочарованиях (некоторые из них даже заговорены на удачу и мешок денег). Им можно улыбаться, от них можно плакать, они вдохновляют, ну, по крайней мере, так сказал мой издатель.

Чем-то удивишь?

Ты знаешь, этот вопрос натолкнул меня на вот какую мысль. Однажды я уже писала книгу, два года назад. В то время я решила, что бумажные книги уже мало кто читает, все переходят в онлайн. Поэтому вместо стандартной бумажной в переплёте я сделала сайт spivakovska.com, который, по моему видению, должен был стать моей интерактивной автобиографией.

Да, я помню, в прошлом интервью ты рассказывала о ней.

Точно. Сейчас модно говорить о факапах, и, наверное, я должна признаться, что книги из этой идеи не вышло. Получился очень красивый сайт-визитка — да! Уни каль ный для украинского интернет-пространства — да! Един ствен ный в своём роде и безумно, прямо умопомрачительно дорогой — тоже да! Но вот книги из него не вышло.

Почему?

В первую очередь потому, что надо было писать туда почти ежедневно или хотя бы раз в неделю… Но, как это обычно бывает, я загорелась, а потом остыла.

Так сайта больше нет?

Сайт есть, spivakovska.com — уникальный в своей по даче как с точки зрения дизайна и программирования, так и визуально-эстетически, аналогов в Украине нет, можете зайти посмотреть. Просто книгой он так и не стал. А нереализованная цель осталась. Тогда я решила поступить с точностью до наоборот: издать свой Facebook.

Как всегда, оригинальна. Издать Facebook — что это значит?

Я, как бывший маркетолог (хотя кого я обманываю, бывших маркетологов не бывает), задалась вопросом: «Чего могут хотеть мои читатели, зачем им покупать мою книгу?» И, ты знаешь, просто катастрофически долго не могла найти ответа. Я знала, что меня читают, тексты любят, книгу подписчики просили давно, но что это может быть — оставалось для меня загадкой! Я даже планировала провести какой-то опрос или исследование… И тут меня осенило: Facebook уже сам давно это исследование за меня провёл. В общем, чтобы ваши читатели не перелистывали интервью из-за большого количества букв, перейду сразу к главному: в книге я опубликую посты, которые на Facebook и в Instagram собрали больше всего лайков, перепостов и сердечек. Ну и, естественно, с картинками. Потому что издания с картинками всегда были бестселлерами. (Улыбается.)

Звучит интригующе! Для тебя успех книги — в чём он? И вообще, успех для тебя — это о чём и про что?

Успех книги я сразу решила не измерять монетизацией, даже не уверена пока, буду ли её продавать или деньги с продажи будут пожертвованы на благотворительность, а может, это будут просто подарки друзьям. Не знаю. Мне в этом году 35, и это, скорее всего, что-то для себя, некое подведение итогов, физическое доказательство достижений, которое можно потрогать. А вообще любой успех для меня скорее измеряется внутренним ощущением некой «точки».

Что значит «точки»?

Ну смотри, вот ты идёшь по дороге и пришёл. Точка. Или бежишь марафон и прибежал. Точка. Или сделал крутое мероприятие, выставку, проект, все довольны… И точка. Какое-то завершение, что ли? Как загадка, которую долго разгадываешь… и вдруг находишь ответ. Удовлетворение. Вот, вот это слово — «удовлетворение».

Честно скажу, 35 никогда бы не дала тебе по тому, как ты выглядишь. Максимум 27, ну 30.

Спасибо, приятно.

Что делаешь, чтобы быть в такой форме? Тем более ты полгода только как родила малыша!

Я вообще не очень люблю эту тему, потому что мне никто не верит.

Как это?

Не верят, поскольку я ем пельмени, пиццу… И всё это перед сном — и не толстею. Хотя Святослав запрещает мне это делать. Подруги называют меня «ведьмой», ну а у меня нет никакого специально припасённого заклинания, чтобы спорить. (Улыбается.)

Святослав — это кто, тренер?

Ха-ха-ха! Нет, не тренер! Хотя можно и так сказать. Святослав Ханенко — тренер по здоровью. Он первый, кто в Украине открыл клинику для здоровых людей. Мы привыкли обращаться к врачу, только когда у нас что-то начинает болеть. А SQLAB — это клиника инновационной медицины, специализирующаяся на разработке и выполнении персональных оздоровительных программ, не для того чтобы вас лечить, а чтобы вы никогда не болели.

Я — законченный оптимист, и мне такой подход очень нравится. Знать, что я здорова и не буду болеть, благодаря рекомендациям клиники.

Ещё мне нравится, что у них диагностируется ментальное здоровье — то, насколько человек удовлетворён своей жизнью. Правильный уровень ментального здоровья создаёт хороший фон для работы организма.

С психологией понятно, давно доказано, что большинство болезней — психосоматические. Но вот чтобы делали такую диагностику — я не слышала, схожу! Так а как это — есть и не толстеть?

Не знаю, у меня само собой как-то получается. Ну разве что я пью много воды и исключила сахар и сладкое. Ну и ещё следую своим целям.

А какие ближайшие цели? Или нет, давай начнём с глобальных.

Ты шутишь? Я не знаю, кем я буду завтра, я каждые три месяца добавляю по новому роду занятий. Какие глобальные цели?! Как я когда-то шутила, при долгосрочном планировании я слишком полагаюсь на апокалипсис.

А как же целеполагание? Визуализация будущего, карты желаний, коллажи из феррари и яхт на холодильнике?

Хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах! Я это уже достаточно хорошо усвоила. Хотя, наверное, вру. Глобальные цели, безусловно, присутствуют. Но они больше из разряда «хочу», чем в цифрах и сроках.

Давай перефразируем тогда. Чего хочет Лика?

О, так проще! (Улыбается.) Знаешь, я недавно наткнулась на пост одной компании в Facebook, там была такая фраза: «Нам 25, а мало это или много, зависит от того, какой величины вмятину в истории вы хотите оставить». Вот меня задело. Ёкнуло что-то, как говорится. Явно я хочу оставить вмятину, может, кстати, книга — это первая ступенька, не знаю. Я много пишу, много делаю проектов, основываю бизнесы, мне нравится это делать. А вот чем-то одним я никак не могу увлечься, видимо, по натуре я такой человек.

Кстати, про «хочу» я тоже недавно писала лонгрид. Там было о том, что большинство людей несчастны, потому что они ничего не хотят. Вот я спрашиваю у подруги: «Чего ты хочешь?» А она отвечает: «Не знаю». Или я говорю: «Хочешь чего-то?» А она: «Я уже ничего не хочу».

Что вселенная может дать такому человеку?

Я всё время чего-то хочу. Хочу, чтобы мои дети были здоровы и счастливы, хочу новые туфли, хочу солнца, хочу есть, хочу на море, хочу кофе, хочу в караоке, хочу сумку, хочу в таблоиды, хочу спать, хочу на обложку журнала, хочу винишка, хочу крутой доход, хочу на яхты, хочу пентхаус в Лос-Анджелесе, хочу стать актрисой, хочу в круиз, хочу креветок под пиво, хочу валяться на диване, хочу дискотеку, хочу читать книги, хочу учиться, хочу встречать новых людей, хочу увидеть падающую звезду и загадать желание, хочу животных в доме и никак не могу остановиться, хочу дождь, хочу снег, хочу пляж, и всё это одновременно. Хочу, хочу, хочу. И Все ленная даёт мне это.

Хотеть — достаточно для исполнения желаний?

О, конечно, нет! Обязательно надо действовать. Энергия приходит во время пути, по-другому не бывает! Я очень много работаю, чтобы мои желания достигались. Более того, в любом новом занятии, которое меня увлекает, я получаю образование, копаю вглубь. Я далеко не поверхностна, просто разносторонняя.

Да, при твоём-то количестве проектов «разносторонняя» — это мягко сказано. У тебя маркетинговый бизнес? Или галерея сейчас забирает всё время? Маркетинговое агентство было у меня 10 лет, потом я решила заняться искусством, открыла галерею.

Совсем «не плавный» переход. Отчего так?

В агентстве мы вели люксовые и премиальные бренды, мне это очень нравилось. Искусство и галерейный бизнес в частности — это почти то же самое. Маркетинг и пиар в премиальном сегменте, только в более узкой нише. Плюс развитие этого рынка (который практически не сформирован в украинских реалиях) — это своего рода челлендж, вызов, это интересно. И в качестве бонуса — имеет большую социальную составляющую. Даёт ощущение того, что я делаю нечто значимое, важное для общества, а не просто рекламирую чужие товары и повышаю продажи клиентам.

То есть с маркетингом не покончено навсегда?

Нет, конечно. Учитывая, что я являюсь генеральным директором бизнес-конкурса «Бренд года», с маркетингом я не расстанусь никогда. Мы каждый год выбираем лучшие торговые марки, проводим исследования. Как я уже говорила, бывших маркетологов не бывает.

Не скучаешь по агентству? Десять лет строить бизнес и отказаться от него, наверное, нелегко?

Честно признаюсь, я до сих пор в частном формате веду некоторых клиентов, только представь, теперь это для меня как хобби. Беру только тех, кто мне нравится, и исключительно на долгосрочные проекты. И, кстати, ча ще всего ко мне обращаются как к бренд-амбассадору, чтобы я продвигала бренды благодаря своим блогам, мероприятиям, деятельности. Это тоже интересно для меня, потому что во времена агентства (а ушла я из него шесть лет назад) такого понятия, как «бренд-амбассадорство», не было вообще. Рынок изменился колоссально: наружка, телек, пресса уступают в своей рекламной эффективности блогерам и лидерам мнений. Мне повезло, что я вовремя влилась в мейнстрим и начала заниматься своим персональным брендом, теперь он работает на меня. И на моих клиентов. (Улыбается.)

Помню, у тебя был пост про то, что есть «твои» и «не твои» клиенты. Кто такие «твои»?

Однозначно могу сказать, что это эксклюзивные бренды. Началось всё с того, что однажды мэрия Женевы пригласила меня как селебрити в блог-тур, чтобы я познакомила своих подписчиков с прелестями отдыха в Женеве. Там же по счастливому стечению обстоятельств меня пригласила швейцарская компания Frederique Constant, они производят, как ни удивительно, часы. В мире (глобально) их бренд-амбассадором является Гвинет Пэлтроу. А в Украине (регионально) стать их амбассадором они предложили мне. Конечно, мне было очень приятно!

А с украинскими брендами ты работаешь?

Вообще да, я работаю с брендами, за качество товаров и услуг которых могу ручаться лично. Один из моих любимых — галерея интерьерных решений ENRE. Они представляют такие итальянские бренды, как JetClass, Cantori, Mogg, Fiam, а это действительно очень крутые фабрики.

Мне, как галеристу, это очень близко. В сотрудничестве с ними мне больше всего нравится, что вместе мы можем украсить дом клиента настоящим «эстетическим удовольствием»: ENRE комплектует интерьер мебелью и дизайнерским светом, я подбираю коллекционные картины.

Ну и немаловажно, насколько мне комфортно сотрудничать с людьми. Вот это как раз тот случай, когда с управляющим партнёром ENRE Евгенией Херувимовой мы на одной волне: у нас похожие ценности и одновекторные цели, мы обе любим людей и красоту.

Последний вопрос, и он будет не о бизнесе. Как часто ты смеёшься?

Ну ты даёшь! Я только настроилась на серьёзную волну! (Смеётся.) Вот прямо сейчас улыбаюсь, видишь. Вообще, я довольно часто смеюсь. Хотя так было не всегда. Однажды у меня был такой период, когда дочка подошла и спросила: «Мама, куда делся твой смех?» Я тогда очень долго думала: «А действительно, как давно я смеялась?» И когда поняла, что не помню, решила это исправлять. Сейчас я смеюсь довольно часто, благо муж мой имеет отличное чувство юмора и где-то прочитал, что, чтобы влюбить в себя женщину, нужно её смешить. Так что с морщинами от смеха всё в порядке: они есть! (Смеётся.)

Беседовала Маргарита Лютикова

Фото: Максим Пилипенко
Причёска: Ирина Коваль
Визаж: Татьяна Газнюк