Алгоритм семейного счастья, или что посеешь, то и пожнёшь

Создание крепкой, счастливой семьи и осознанное воспитание детей — увлекательный творческий процесс, подразумевающий не только проявление любви и заботы, глубокое изучение психологии, но и определение семейных ориентиров, а также умение мотивировать, заинтересовать и приобщить к этому процессу детей

Имея собственный опыт воспитания четверых детей и выстраивания семейных отношений, хочу поделиться рекомендациями, как шаг за шагом разработать и внедрить систему построения взаимоотношений в семье.

Первое, что необходимо семейной паре, — определить объединяющие, общие для обоих супругов ценности. Это могут быть «семья», «бизнес», «здоровье», «духовность» и др. Второе — сформулировать семейные принципы. В нашей семье это «честность», «взаимоуважение», «любовь», «справедливость», «труд», «ответственность» и «развитие». Семейные принципы и ценности необходимо прописать. Безусловно, у каждого они будут свои, и на их основе члены семьи смогут сформулировать семейную миссию, которая станет для них маяком, указывающим направление, в котором они все вместе движутся.

Как это сделать правильно, детально описывает Стивен Кови, автор книги «7 навыков высокоэффективных семей». Я же на четвёртом этапе построения системы использовала собственную идею — наложила на наши семейные принципы правила поведения для всех членов семьи, выполнение которых поощряется, а за нарушения предусмотрены наказания. Например, принцип «взаимоуважение» понимаем так: каждый человек — личность, которая имеет абсолютное право быть собой, при этом уважая других и их потребности. Чтобы его придерживаться, нам необходимо: соблюдать правила этикета; не осуждать других; не брать без разрешения чужие вещи и не входить без стука в комнату других членов семьи… Руководствоваться принципом «ответственность» для нас означает: отвечать за себя и свои поступки перед близкими, родиной, Вселенной, а также понимать, что каждый человек — творец своей реальности. Для этого обязательно: быть пунктуальными, следовать режиму дня, выполнять свои обязанности по дому, экономно использовать ресурсы (еду, воду, одежду, электроэнергию) и т. д.

Далее мы с детьми совместно разработали систему поощрений и наказаний: соответственно, за выполнение правил и следование режиму дня, за хорошие поступки, полезные занятия и успехи в учёбе детям присваиваются плюсы, за невыполнение своих обязанностей — минусы. Еженедельно я распечатываю для каждого ребёнка специальную табличку учёта, куда в течение дня заносятся их баллы (в среднем выходит 15 плюсов). Они получают их за то, что с утра вовремя поднялись, оделись, заправили постели, пошли в школу, сделали уроки и т. д. Предусмотрены и бонусы. Например, на днях младший сын получил дополнительные плюсы за то, что утром выразил желание приготовить для всех завтрак, помог заправить постель младшей дочери и вынес мусор. За прогул занятий сразу вычитаются 100 баллов. Однажды младший сын по собственному желанию не пошёл в школу и лишился сотни плюсов. Он сделал это сознательно. Но в то же время дети получили по 100 плюсов в день окончания учебного года.

Отмечу, что данная система эффективна, когда на 3-5 плюсов припадает не больше одного минуса. Если же при 20 минусах заработан лишь 1 плюс, ребёнок теряет к этому интерес, поэтому надо больше поощрять. При этом у наших детей есть положительная мотивация: заработанные плюсы они «обменивают» у нас на деньги, которые затем могут тратить на покупку игрушек или исполнение собственных желаний, к примеру, посмотреть фильм или поехать в парк развлечений. Мы осознанно прививаем детям понимание цены денег: покупаем им игрушки только на дни рождения и Новый год, а на другие приятные приобретения они зарабатывают своим трудом и старанием, получают за конкретные достижения в школе и дома. Таким образом, чем больше ребёнок работает и затрачивает усилий, чем выше его дисциплина и успеваемость, тем быстрее он получает желаемое.

Важно, что наказание ребёнка совершается только после трёх напоминаний, а затем взрослый должен задать ему три вопроса: какое правило он нарушил, почему его следует соблюдать и какое последует наказание. Дети это принимают, потому что сами разработали эту систему и осознают причинно-следственную связь своих поступков: нарушил правило — виноват — отвечай. Семейные правила защищают их интересы, ведь наравне с ними их придерживаются взрослые, и дети за этим следят, так прописано в пояснениях к семейным правилам. За каждое нарушение (забыл выключить свет, уходя из комнаты, или не поставил обувь на место) дети взимают со взрослых штраф — от 1 до 5 евро, которые мы кладём в две копилки: дочка собирает деньги для местного детского приюта, а средства из копилки сына мы передаём в приют для собак.

Следующим важным, пятым по счёту, шагом для семьи должно стать составление родового дерева на основе архивных исследований и изучения истории своего рода. Я делаю генеалогическое древо для каждого ребёнка и помещаю в его персональный альбом первого года жизни, где вместе с фотографиями содержатся истории родителей и их пожелания ребёнку, описание дня его рождения и знаменательных событий до года, записи об особенностях роста и развития, младенческих достижениях и успехах и пр. Советую всем родителям создавать такие фотокниги, потому что дети с особым удовольствием и довольно часто их пересматривают, для них они становятся ценными и остаются с ними на всю жизнь.

Шестым шагом является написание семейной книги, где размещено семейное дерево, биографии и фотографии всех членов нашей большой семьи, а также истории прошлых поколений, прописаны её стратегические ориентиры, традиции, семейные правила и наши напутствия потомкам. Всю информацию, которая содержится в книге, мы размещаем на семейном сайте, пополнять который будут наши дети.

Важнейшая составляющая семейной культуры — семейный календарь на 20, 10, 5 лет вперёд, по месяцам и ежедневный. В него должны быть записаны все события, происходящие в семье. Вести его, по моему опыту, обязательно, потому что все наши мечты и желания, занесённые в календарь, как правило, осуществляются, ведь они становятся нашими планами.

Прописанная миссия и правила нашей семьи, таблицы учёта заработанных баллов и режим дня для каждого ребёнка размещаются в нашей кухне на специальной доске. Мы проводим около неё достаточно времени, когда подводим итоги дня и обсуждаем достижения детей и случаи нарушения ими правил. Эта доска стала своего рода площадкой для выстраивания взаимопонимания в семье. Наши дети разного возраста, но малыши знают и выполняют правила, по которым мы живём, потому что сами их придумывали. Внедрённая нами система учит детей достигать поставленных целей, объективно принимать ситуацию и понимать причинно-следственные связи своих поступков.

Формирование семейной культуры — ежедневный, неустанный труд, требующий затрат времени, усилий и терпения, но, как показывает жизнь и родительский опыт, описанный алгоритм помогает строить крепкую, счастливую семью.

С любовью,
Виктория Боярина, основатель
благотворительного фонда OpenMindFund