Блики на стекле или грани роскоши от Лилии Задоянчук

Работы художницы, выполненные в уникальной авторской технике живописи на стекле, уже давно пленили ценителей искусства не только в Украине, но и за её пределами. Не раз на зарубежных выставках у картин, переливающихся всеми красками радуги, застывали с восторженным возгласом «Wow!». Кажется, что сам солнечный свет становится соавтором художницы, каждый раз раскрывая по-новому грани запечатлённого мгновения жизни

Сама же Лиля с особенным трепетом вспоминает, как её работы встречали в галерее Murano Art Glass, клиентами которой являются звёзды мировой величины. Такое признание отнюдь не вскружило голову, а направило её энергию на покорение новых вершин. И уже в ноябре персональную выставку работ Лилии Задоянчук можно будет впервые увидеть в Киеве!

Лиля, ваши работы выполнены в уникальной авторской технике. Приоткроете завесу тайны? В чём секрет? Как вы пришли к работе именно со стеклом?

Моё знакомство со стеклом началось со случайной встречи с руководителем одной арт-студии. Компания занималась выплавкой стеклянных изделий, сувенирной продукции, декоров, картин. Одно время я помогала им и консультировала как художник. Но видела, что можно делать ещё интересней, загадочней. И я стала экспериментировать. Так появилось моё стекло.

В чём особенность работы с таким необычным материалом? Сколько времени требуется на создание работы?

На создание одной работы уходит около месяца. Это очень трудоёмкий, многоэтапный и кропотливый процесс. Ведь, чтобы сделать одну работу, сначала нужно приготовить форму, выжечь стекло, потом расписать 24-каратным золотом, затем опять выплавить. После этого роспись с изнанки, которая занимает немалое время, так как приходится постоянно крутить стекло. И если где-то допущена ошибка или мне не нравится, я не могу перекрыть сверху или закрасить — приходится стирать весь участок. И только после росписи работа инкрустируется оригинальными Swarovski Elements или хрустальным жемчугом Swarovski.

Как вы понимаете, что картина завершена?

Иногда картина задумывается в одном ключе, но в процессе работы вижу, что нужно переиграть. Это постоянный поиск! Работа завершена тогда, когда мне всё нравится. Хотя можно ли быть довольной своей работой? Ведь всегда можно сделать ещё лучше.

Какой момент самый любимый в процессе создания? И самый тяжёлый?

Самый любимый момент — создание формы. Очень люблю обтекаемость стекла и глажу руками работу. Это просто доставляет мне удовольствие. Такие вот причуды. Самый же сложный этап — роспись с изнанки. И это больше всего занимает времени.

У вас есть какие-нибудь ритуалы, связанные с процессом работы?

Я люблю работать в одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Поэтому самое продуктивное и любимое время — ночь. Особенно летом, когда работаю на террасе. На свет слетаются ночные мотыльки, комарики, мушки — и мы как будто все вместе творим. А ещё перед началом работы я включаю аромадиффузор, выбираю эфирные масла по настроению, и они мигом уносят меня в дальние дали. И конечно же, крепкий чай, приятная музыка или аудиокнига. Но всё — под настроение.

Изделия из муранского стекла славятся во всём мире. Ваши работы представлены в галерее Мurano Art Glass. Расскажите, как ваши дороги пересеклись с итальянским островом Мурано?

С островом Мурано вообще неожиданная история. Владельцу Murano Art Glass показали мои работы, он заинтересовался и пригласил меня приехать в Венецию с одной из своих картин. Я прилетела — и мы поплыли в галерею, которая окружена водой и к которой доступа с суши нет. Туда приезжают богатые люди со всего мира и покупают муранское стекло. Их клиенты — Джордж Клуни, Сильвестр Сталлоне, Адам Клейтон, Том Гамильтон, Дженнифер Гарнер и многие другие знаменитости. Меня провели по всем залам галереи, показали всё, что они делают, — от люстр до скульптур и картин. И я увидела, что работ, подобных моим, там нет. Владельцы галереи искренне восхищались, как я создаю свои картины. А мне было приятно удивить мастеров с многовековой историей выплавки стекла. Так началось наше сотрудничество.

А случались необычные истории в связи с продажей картин?

Самое запоминающееся для меня было то, что все работы с моей первой и, соответственно, самой важной выставки выкупил один человек и впоследствии стал моим постоянным заказчиком.

Вы по специальности художник театра. Какую роль театр играет в вашей жизни сегодня?

Я проработала в Винницком академическом музыкально-драматическом театре им. Н. Садовского 12 лет в должности начальника художественного цеха. И театр научил меня многому. Во-первых, мыслить масштабно и креативно. Нужно было из простых подручных материалов сделать красивую имитацию — и мы думали, как это можно сделать. Этот опыт помог мне в дальнейшем не ограничивать себя ни в технике, ни в материалах. А всё пробовать, миксовать. А во-вторых, в театре я научилась писать на огромных полотнах, и я полюбила монументальную живопись. Порой хочется поработать на огромных площадях, и я берусь за росписи стен или изготовление барельефов. Возможно, поэтому мне нравится стиль ар-деко — в нём есть некая театральность и богемная роскошь.

Ваш источник вдохновения? Что является толчком к созданию работ?

Моё вдохновение — это прежде всего природа. Она изобилует красотой и трогающим душу величием. Её интеллект и могущество иногда пугают, но очарование красок заката поистине завораживает. Пение птиц, журчание ручья, шум прибоя, аромат цветов и шелест трав — всё это вызывает неописуемый восторг и радость.

Особенно близки мне работы художников Китая и Японии. Меня восторгает лаконичность форм, символика, образность, композиция и своё — уникальное прочтение изображения. Иногда, смотря на такие работы, я плачу. Трогает меня всё, связанное с Юго-Восточной Азией. Не знаю почему. Влечёт душа меня к тем краям. Моё сердце замирает от китайской музыки и успокаивается. Я восторгаюсь материальной культурой: костюмами, искусно сделанными предметами интерьера, скульптурами… А больше всего меня поражает красота тропических лесов и их обитателей. Наверное, поэтому в моих работах много экзотических животных и растений. Азия — это моё закулисье.

Сейчас весь мир переживает трудные времена в связи с пандемией. Что даёт вам силы творить, двигаться вперёд, несмотря на сложные обстоятельства?

Карантин повлиял на меня благотворно. Прекратилась некая деятельность, и высвободилось время для себя, своей семьи, дома и творчества.

Ваше творческое кредо?

Моё творческое кредо — осознанность. Слушать себя и смотреть, куда направляет Бог.

Ваши работы неизменно ассоциируются со словом «роскошь». Что для вас роскошь?

Понятие роскоши у каждого своё. Для кого-то это пышность, убранство, внешнее великолепие или удобство жизни. А для меня это окно в лес или сад. И обязательно в пол. Роскошь… Какое сложное понятие сегодня! А ещё это время — его всегда не хватает. Скорее, это самые обычные вещи, которые воспринимаются как данность, но часто не ценятся, а это таки истинная роскошь. Что ещё нужно?

А с чем у вас ассоциируется успех?

Успех — узнать своё предназначение и следовать по своему пути. И так важно при этом не свернуть за чужой мечтой!

В ноябре у вас состоится персональная выставка в Киеве. Расскажите, что ждёт зрителя?

Моя выставка «Зазеркалье» будет проходить в Доме художника с 26 ноября по 6 декабря. Впервые в Киеве будут представлены мои работы. Я с удовольствием хотела бы пригласить на выставку читателей журнала Cosmo Lady. В экспозиции будут работы с моими любимыми природными мотивами. Там будут птицы с переливающимися хвостами от дуновения ветра, цветы и травы, также загадочные обитатели подводного царства, фееричные медузы, коралловые рифы, рыбы и черепахи. Мне хочется обратить внимание на изящество, красоту и в то же время на уязвимость природы. И так хочется, чтобы человек сменил свой фокус с себя и обратил внимание на то непостижимое великолепие, которое дано нам Богом для разумного управления и жизни в гармонии.

Беседовала Марианна Абрамова,
член Национального союза художников Украины,
член Национального союза журналистов Украины,
член Ассоциации визуальных искусств
Центральной Греции (VAACG)