Frau M: контакт налажен!

Даже имея внутренний стержень, мы всё равно сомневаемся, прислушиваемся к чужому мнению и очень часто делаем совершенно не то, чего сами хотели. А потом, спустя дни, недели, годы, мы осознаём, что просто плясали под чужую дудку. Так может, самое время научиться противостоять чужим манипуляциям и применять житейские хитрости во благо себе?

Как часто мы ошибаемся, принимая желания другого человека за свои. Поступаем не так, как велит наш разум, а следуем зову доброты сердца. Как часто мы забываем о гордости и собственных интересах в пользу ближнего, тем самым отодвигая свои цели и планы на потом. Альтруизм, скажу я вам, сейчас не в моде. А мы ведь не стоим в стороне от современных трендов. Значит, пришло время разобраться в манипуляциях, научиться противостоять чужому напору и одновременно применять хитрости для достижения собственных целей.

Самые простые и банальные манипуляции мы встречаем в детстве, когда ради шоколадки мы быстрее делаем уроки, помогаем в уборке и бежим в магазин за хлебом. Дальше все, кто встречается на нашем жизненном пути, так или иначе навязывают своё мнение, свои цели, свои желания, особенно если по большей части вам встречались ленивые и хитрые личности. И так из года в год мы тратим наши силы, нашу энергию и умения не только на себя, но и на благо других, даже не замечая этого. Кому-то везёт больше, и он способен уличить человека в манипуляциях за короткий промежуток времени, а кто-то годами поддаётся влиянию и делает совершенно не то, чего хочет сам. И вам несказанно повезёт, если даже спустя десять лет вы поймёте, что слепо следуете чужому мнению, — никогда не поздно остановиться, уйти и начать всё сначала. Некоторые же остаются слепыми на всю жизнь и на смертном одре вспоминают о своих истинных планах и мечтах, которые уступили место чужим.

Манипуляция как болезнь: чем быстрее вы её обнаружили, тем легче ликвидировать и стать здоровым человеком. Многолетние манипуляции похожи на запутанные ветки лианы, выбраться из которых иногда не представляется возможным. Может быть, коллега часто жалуется на головную боль, а вы настолько сопереживаете, что с лёгкостью берёте дополнительные обязанности на себя. А может, подруга всё время случайно забывает кошелёк дома, и вы вынуждены из раза в раз платить за кофе. От таких манипуляций нужно бежать как можно скорее, сохраняя своё достоинство, время, энергию, а порой и кошелёк. Излюбленный метод всех мошенников, аферистов и проповедников — быстрая речь. Чем быстрее ваш собеседник говорит, тем быстрее мы соглашаемся на чужие условия, подписываем контракт, покупаем предложенное, ведь критическое мышление не успевает отследить происходящее, и нам не удаётся быстро проанализировать ситуацию и усомниться в правильности нашего решения. Будьте бдительны и всегда нарочно переспрашивайте, замедляя скорость разговора, тогда вы точно не окажетесь на крючке у злоумышленника. Умение противостоять манипуляциям сродни умению отстоять собственное мнение и интересы. Воспитывайте в себе храброго воина, который умеет ответить отрицательно на просьбу или требование, постоять за себя и отказаться даже от самого лакомого кусочка торта, если это перечит его диете.

Другое дело — уметь расположить человека к себе, не прибегая к жёстким манипулятивным методикам. Мы всё время стремимся понравиться окружающим, пытаясь добиться расположения и доверия к себе. Но мы как минимум не сто баксов, чтобы нравиться всем, а как максимум — нам ведь тоже нравятся далеко не все. Увы, манипуляции ради расположения — это проигрышный вариант, который рано или поздно будет замечен и осуждён. Будь это встреча с новым другом или бизнес-партнёром, нам всегда хочется приятной непринуждённой обстановки, в которой комфортно обоим собеседникам. Так что давайте пробежимся по главным принципам, на которых стоят дружелюбность и открытость, такие желанные в любой встрече и беседе.

О том, что внешний вид — это первое, что бросается в глаза, нет смысла говорить. Опрятная внешность, чистая одежда — само собой разумеющийся фактор. Добавляем лёгкую улыбку, доброжелательность, спокойную и расслабленную мимику, подключаем живые жесты, активные руки в такт разговору, и вуаля — вы идеальный собеседник. Всегда помните о том, что ваш позитив и доброта — это зеркало внутреннего мира. Внутренний настрой будет отображаться внешне, если это искреннее желание общаться и узнавать другого человека. Не путайте отзывчивость с излишней открытостью и всегда помните про личные границы — свои и собеседника. Не затрагивайте табуированные темы и личную жизнь. В некоторых странах Европы темы религии, политики и здоровья считаются личными и запретными для малознакомых людей, так что будьте аккуратны и учитывайте особенности национальности.

С первых минут общения с человеком можно понять, активный это слушатель или, наоборот, любитель поговорить. Постарайтесь поймать волну вашего собеседника, дайте ему возможность высказаться и не перебивайте, разрешите делать то, что ему свойственно, и тогда его возможная тревога и нервы отойдут в сторону. Если же собеседник — сторонник слушать, чувствует себя неловко и напряжён, возьмите на себя роль рассказчика и немного развлеките лёгкими и весёлыми историями. В ходе общения побуждайте собеседника рассказывать о себе, подтолкните его похвастаться своими успехами, заинтересованно спрашивайте обо всём в рамках приличия в поиске точек соприкосновения. Помните о тонкой грани между «подстраиваться под мнение» и «разделять мнение». Ваша задача — найти общее, а не придумать, как подстроиться под чужие интересы. Искренность — залог успеха любого общения. Как только коннект произойдёт, и вам, и вашему собеседнику станет морально легче настроиться на нужный лад. Ну и конечно же, скажем дружно телефонам «нет». Это не только нарушение этикета, но и банальное хамство, неуважение и незаинтересованность в общении. Как только один залазит в телефон проверить социальные сети, другой собеседник вынужден поступить так же — во избежание неловкой ситуации. Живым интересным общением это никак не назвать. Сейчас в мире активно приветствуется встреча без мобильных телефонов, а компании друзей часто договариваются: кто первый возьмёт в руки телефон, тот и платит за всех за ужин. Ставки слишком высоки, да и досуг в таком случае качественнее и веселее.

Во время разговора формулируйте свои предложения позитивно, не используйте слов сомнения или отрицания, не отвечайте резко и по возможности повторяйте некоторые слова или фразы собеседника, так он поймёт, что вы заинтересованный слушатель. Используйте незаметно метод зеркала — подсознательно это располагает, и человек больше доверяет вам. Небольшая хитрость с просьбой даст человеку понять, что он нужен. Попросите человека о чём-то незначительном, что ему будет несложно сделать, к примеру, подбросить вас до метро, одолжить ручку, порекомендовать косметолога. Так же и по отношению к вам: если вас попросят о небольшой помощи, не отказывайте, а после никогда не говорите: «Та не за что», а предпочтите фразу «Я всегда рада тебе помочь». Ваш собеседник отметит для себя, что вы ему помогли, и это ещё один шаг к доверию и сближению.

Самая грубая ошибка, нарушающая личные границы абсолютно любого человека, — тактильный контакт. Не прикасайтесь к человеку, если вы малознакомы, никаких поддержек под локоток во время рассказа о вашем бизнесе, никаких прикосновений к кистям. Всегда давайте собеседнику возможность выбрать место и не садитесь напротив — позиция конфронтации «глаза в глаза» давит, создаёт впечатление, будто вы на собеседовании. Лучше выберите место в пол-оборота, обратите внимание, правша или левша ваш собеседник, и придерживайтесь стороны активной руки, так общение пойдёт оживлённо и продуктивно. Не забывайте про зрительный контакт — живой взгляд, время от времени отвлечение на внешний мир и никаких пристальных сверлящих взглядов. И если вам важно удержать интерес вашего собеседника до следующей встречи — оставьте на десерт самое интересное и увлекательное, поскольку финал запоминается ярче всего.

Располагать людей к себе — это не магия и не фантастика, этому можно научиться и стать профи, добавив искренности и заинтересованности в любую встречу. Будьте интересны этой весной для всех!