Куда ни глянь — одна любовь

Любовь воспевали, рифмовали, изображали на полотнах известные художники, любовь складывали в ноты влюблённые композиторы. Искусство — огромная вселенная, величественный космос, сотканный из разных чувств, где красной нитью прошита главная радость и боль человека — любовь. И хоть никто не знает, какой формы подобное чувство, а может, любовь и вовсе химическая смесь и субстанция, но мы сегодня расскажем, где увидеть её собственными глазами

«Безоговорочная капитуляция»

Наверное, не найти ни одного человека на сегодняшний день, кто бы не знал о знаменитом фотоснимке Альфреда Эйзенштадта, который он сделал в Нью-Йорке 14 августа 1945 года — неизвестный матрос целует неизвестную медсестру прямо посреди улицы. Сила чувств на этом фото всколыхнула весь мир, став одним из символов победы во Второй мировой войне. Фото было сделано на площади Таймс-сквер после того, как президент США Трумэн объявил об окончании войны с Японией. Медсестра по имени Эдит Шейн, услышав сообщение по радио, выбежала на улицу и была подхвачена случайно оказавшимся рядом матросом Гленном Макдаффи. Они поцеловались, абсолютно непреднамеренно попали в объектив фотокамеры и разбежались в разные стороны. Сначала они попали в журнал Life, а затем навечно — в историю. Официальное название фото «Безоговорочная капитуляция» означало не только окончание войны, но и страсть, которая капитулирует каждого, лишь попадись ей под руку. Спустя много лет, к 60-летию победы в США, скульптор Сьюард Джонсон воссоздал статую с сюжетом знаменитой фотографии, а установили её на набережной итальянского города Чивитавеккья. Также восьмиметровая интерпретация украшает город Сан-Диего в штате Калифорния, а статуя в натуральную величину красуется перед кораблём-музеем «Айова».

«Любовь»

У въезда в курортный город Батуми стоит огромная семиметровая статуя «Любовь», и олицетворяют её два тела — мужское и женское. Скульптор статуи Тамара Квеситадзе была вдохновлена романом «Али и Нино» — историей любви грузинской девушки Нино и азербайджанского парня Али, которые были разной национальности и вероисповедания, чего не могли принять их семьи. На протяжении всей своей жизни они стремятся быть вместе, преодолевая преграды, но в конце расстаются навсегда. Эту трагедию и передают их железные образы, сливаясь в поцелуе и целых 10 минут двигаясь навстречу друг другу, что в ночную пору выглядит будто вечный танец любви. Помимо красоты и вечной любви, эта статуя символизирует ещё и взаимопонимание между Европой и Азией.

…diese tödliche Liebe zu überleben

Фотография, сделанная Барбарой Клемм в 1979 году, стала симво- лом специфической любви, которая таит в себе и ненависть, и страх, и гнев. Берлинская стена хоть и рассчитана была на лобовой удар американского танка, но, так как туристы по частям растаскали стену на памятные сувениры, арматура оказалась снаружи, начала окислять- ся и разрывать бетон. Все живописные работы на стене начали посте- пенно приходить в упадок. И было принято решение рисовать кар- тины и граффити заново. В 2009 году граффити, размещённое на фрагменте Берлинской стены, было стёрто в рамках реставрации, проводившейся к 20-й годовщине сноса Берлинской стены. Дмитрий Врубель, автор всемирно известного граффити, согласился отрестав- рировать «Братский поцелуй» — шедевр, изображающий поцелуй Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера. Брежнев славился крепким тройным поцелу- ем, а Хонеккер — желанием дружбы с СССР. Конец 1989 года, мас- совые демонстрации в Германии, Хонеккер уходит в отставку. И с 1990 года стену украшает изображение с известного фото. Берлинская стена — символ разделения и смерти — начинает рушиться, как и жизнь Хонеккера, которому предъявляют обвинение в гибели 90 чело- век. Никто не знал, как выжить среди такой показательной, ненастоя- щей, а значит, и смертной любви Хонеккера и Брежнева, ведь они были для жаждущих объединения немцев символом мрака, насилия и оккупации. Две развалины в поцелуе — символ крушения стены и системы. Именно поэтому надпись на граффити следующая: «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви».

Eros Bendato

Центр Кракова, Рыночная площадь. Весьма необычная скульптура — перевязанная полая бронзовая мужская голова. Знакомьтесь, это Эрос — древнегреческий бог любви, спутник и помощник богини Афродиты. Связанный Эрос, как его называют в народе, — символ неистовой и страстной любви, от которой люди теряют голову. Размер памятника — 3,7 метра в ширину и 2,25 метра в высоту. Он был создан в 2003 году польским художником Игорем Митораем в качестве подарка городу. С тех пор «Голова» стала достопримечатель- ностью Кракова, возле неё собирается множество туристов, а благо- даря тому, что скульптура полая, вовнутрь может залезть каждый желающий и загадать желание, касающееся скорейшего замужества. Ещё одна легенда гласит, что влюблённые пары, совместно посетив- шие Эроса, всегда будут вместе. Муниципалитет долго думал, куда определить столь ценный подарок, который оценивают в полмиллио- на евро, но в итоге оставили его на центральной площади города, а жители Кракова так и назначают встречи «У головы».

Gloria Amore Victis

Обнажённая спина будто напоказ безоружна — эта статуя посвя- щена всем тем, кто страдал или страдает от любви. Выполненная в эстетике каменной памятной таблицы, скульптура представляет собой бюст женщины, развёрнутый на 180 градусов во внутрь стены. Ведь когда сердце разбито, хочется спрятать себя, погрузиться в грусть и не видеть окружающий мир. Она была создана на VII Фестивале искусства в общественном пространстве, её автор — Оскар Давицкий. Найти это произведение искусства можно на стене Дворца Любомирских в Люблине.