Екатерина Кравченко: школа жизни

Наверное, на сегодняшний день нет ни единого человека, который был бы равнодушен к теме образования и кого бы не затронули современные инновации образовательного процесса. Тема для многих острая и в буквальном смысле повлияла на привычный темп и образ жизни. Сотни видеообращений от многодетных матерей наводнили интернет- пространство. И их можно понять. В то же время я помню времена, когда все громко заявляли о том, что образовательная система пропахла нафталином и совершенно не учитывает современных реалий. Были ли мы готовы к такому прогрессу и куда он ведёт, поговорим в нашей статье

А ещё мы затронем более философские темы относительно того, как мы учимся по жизни и что важнее — получать всегда самые высокие балы или нырять с головой в бесконечный поток проб и ошибок, дабы однажды выудить из его глубины большую рыбу? Кто сегодня стоит у руля образовательного процесса и почему личностный фактор педагога, тренера, коуча, спикера так важен? Действительно ли каждый, кто назвал себя учителем, может сегодня научить полезному? И чем отличается обучение от научения?

В обучении, как и в любой деятельности, важна мотивация! Безусловно, профессиональные критерии, образованность и соответствующий диплом тоже необходимы. Но всё же. Когда учитель не доедает и при этом терпит хамство невоспитанных отпрысков обеспеченных родителей — профессиональной деформации и выгорания не избежать. Порой учителей хочется назвать «святыми», ведь они и вправду по определению должны обладать стальным терпением, выдержкой, чувством такта, юмора и душевным теплом. Только так можно подать пример того, как нужно отвечать на неадекватность. Ударили по правой щеке — подставь левую, написано в мудрой книге. Это как раз о том, как не отвечать злом на зло. Хотя в большинстве случаев невыносимо хочется.

И это только один маленький подводный камень современной школы. Отдельно стоит понимать, что образовательная система в Украине давно обесценена. Учителя не могут позволить себе достойной жизни, хотя закладывают базис в наших детей. Именно они учат их жить хорошо и правильно, достойно и красиво. Как это возможно при таком убогом уровне собственной жизни и тотальной неудовлетворённости — ума не приложу. В некоторых западных странах учителя после 10 лет практики делают перерыв и меняют вид деятельности на какое-то время. Поскольку, постоянно опускаясь в общении до уровня ребёнка, непременно деградируют. Как говорил британский социолог Сирил Паркинсон, «к тому времени, когда дети готовы нас услышать, нам зачастую уже нечего им сказать». Даже неловко предполагать, какие метаморфозы происходят с нашими учителями. Но и выбора-то особого нет. Профессия учителя ныне, увы, не самая популярная, и стремятся туда далеко не все.

Таким образом, семья сегодня стала главным учителем для ребёнка, примером и спасательным кругом. И если в прошлом веке родители выживали, упорно трудились, оставляя нас бабушкам и заставляя взрослеть слишком рано, то сегодня развитие ребёнка всецело зависит от того, насколько мы взрослые, осознанные и готовы к такому челленджу.

Сейчас дети не хотят выбирать профессию, они выбирают образ жизни. И нередко он продиктован им путём наименьшего сопротивления. На уроках совершенно неинтересно, а вот интернет-пространство переполнено контентом с излишком. Чем это чревато, я писала в предыдущей статье «Экология жизни». Родителям надо неимоверно постараться, чтобы их школа жизни состоялась хотя бы офлайн! А иначе придётся через какие-то десять лет видеться с детьми в виртуальной реальности.

Маленьким детям очень сложно концентрироваться, они хотят, чтобы их отпустили с урока, потому что их сердце не лежит к занятиям. У них больше нет мотивации! Соревновательный элемент максимально сглажен. Теперь на детей нельзя кричать и что-либо им запрещать. Разумеется, это о любви и уважении, но. От этого страдает и дисциплина, и воспитательный процесс. Поголовное освобождение от физкультуры и умышленное снижение нагрузок делают их вялыми и невыносливыми. Они быстро устают и находят отдушину в компьютерных играх, где с лёгкостью преодолевают преграды и становятся героями, выполняя довольно примитивные алгоритмы. Да и обучать детей сегодня пытаются очень рано, когда их мозг ещё не особо восприимчив. Это вызывает у детей, особенно у мальчиков, отторжение к учебному процессу.

По сути детям нового поколения становится недоступной (от слова «совсем») многозадачность. Они не умеют концентрироваться на одной задаче и запоминают всё меньше информации. Рассеянное внимание и расфокусировка памяти заставляют сильно хромать аналитическое мышление. И мы с большим успехом через лет 10 можем оказаться в поверхностном невротическом обществе, не умеющем генерировать новые смыслы и просто машинально выполняющем машинные алгоритмы, не требующие ни оперативной, ни долгосрочной памяти.

Азиатские страны опережают сегодня по уровню образования большинство стран мира. Они упорно внедряют реабилитационные центры по борьбе с компьютерной зависимостью. Детей помещают в учреждения, похожие на исправительно-трудовые колонии, заставляют работать, делать физические упражнения, восстанавливают аппетит и режим сна, утраченные во время неправильного образа жизни в онлайне. Они давно отметили прямую корреляцию между успеваемостью детей, их успешностью, уровнем удовлетворения от жизни и пользованием гаджетом. Мы же всё ещё наслаждаемся возможностью «освободиться» от ребёнка или «унять его» с помощью Интернета, не понимая до конца последствий.

Именно от зависания в онлайне наиболее страдает наша способность к обучению. Изменяется наш мозг и способы мышления в целом. Каков же велик парадокс, когда, зная о всех последствиях и видя, как самые развитые страны начали борьбу за свои умы и интеллектуальный потенциал, всю страну, весь мир активно перевели в онлайн и на дистанционное обучение! Неужели кому-то удобно тотальное отупение масс? Оставим пока этот вопрос открытым для каждого читателя. Поскольку задуматься действительно есть над чем.

А тем временем поговорим о более тяжёлой артиллерии, которая тоже вызывает всё больше и больше вопросов.

Неоднозначная сегодня ситуация и с новоиспечёнными гуру, коучами и прочими тренерами, которые настолько могут и готовы научить чему-то полезному, сколько компенсируют свою несостоятельность неуместными поучениями и нравоучениями. Чего только стоят неухоженные ведущие тренингов на тему «Если мужчина мудак» или «Замуж за миллионера». Достаточно посмотреть на их ведущих, и всё сразу становится понятным. Зачастую это одинокие, разочарованные женщины, которые обожглись на своём опыте, но, вместо того чтобы это признать, убеждают всех в обратном. Но каждый зарабатывает как может.

Я видела множество «бизнес-коучей», которые не запустили ни единого бизнеса, но при этом рассказывают другим, как это надо делать. Когда не практики говорят о практике, у меня начинает дёргаться глазик. Такие же «профи» собирают стадионы и рассказывают о масштабировании, которое вроде и стимулирует рост рынка, но при этом неуместно в большинстве случаев. И наивные умы, вооружившись коллективным, прокаченным эгрегором, бегут масштабировать свой бизнес, у которого на самом деле порой нет ни ядра, ни оформления, ни понятной бизнес-модели, вкладывая в это одолженные или кредитные деньги. После этого, вместо того чтобы разобраться, что же случилось на самом деле, они покупают, как вы думаете, что? Новые, уже мотивационные тренинги! И начинают мотивировать себя продолжать делать ошибки! А ведь весь секрет этих тренингов — в обычной коллективной прокачке энергии! Получили дозу — слили дозу! КПД нулевой. А те, кто вам рассказывает, как строить бизнес, и приводит пример «продуманных успешных историй», зарабатывают всего-то на обучении таких, как вы. И его модель бизнеса никому, кроме образовательной ниши, не подходит.

Конечно, из-за такого поверхностного, эмоционального и порой дорогого обучения мы получаем поверхностных экспертов, которые вдруг решают, что за три дня они поняли всё на свете. А после десяти таких тренингов (что в совокупности составляет всего-то от 30 до 50 дней обучения, а то и меньше) перед нами воссияет нимб самого гуру, которому нету равных во всём царстве-государстве. Главное — периодически забегать на мотивационную прокачку. Чтобы не иссяк запал! После этого важно оформить странички в социальных сетях, перечислить всех «прослушанных гуру» и показать все бумажки от них о том, что таки да, семинар посещали. Это всё равно что мне взять имена всех 100 преподавателей университета и ксерокс зачётки с пятёрками и выставить у себя. Шансы будут ой как не равны. А если в придачу озвучить все направления личной 17-летней психотерапии, то, думаю, мне смело тоже давно пора воссиять. Но я всё ещё думаю: «Рано-о-о!»

В такие моменты я начинаю понимать, что базовый, профильный диплом таки имеет значение! Он закладывает способность анализировать, систематизировать и отделять зёрна от плевел. А ведь глубинное знание очень легко отличить от поверхностного.

Ну что ж, мы неизбежно упёрлись в вывод относительно того, что поверхностность — бич нашего мировоззрения. А непрерывное образование сегодня — залог успешной нации завтра. Мир меняется насколько, что уже завтра половина образованного населения планеты может оказаться без работы и средств существования. Сегодня всё указывает на то, что вы гарантированно найдёте работу в области STEM (наука, технология, инжиниринг и математика). Роль интеллектуального капитала не только будет возрастать на рынке труда, но и станет приоритетным фактором развития национальных экономик. Чтобы оставаться конкурентоспособной, каждая страна должна ставить во главе угла STEM- исследования, инвестировать в цифровые технологии, электронику, биотехнологии, инжиниринг и другие передовые высокотехнологичные сферы. Не повезло гуманитариям. Историки, географы, искусствоведы, библиотекари и военные технологи, педагоги всё чаще становятся безработными. Врачи и учителя на очереди. Тем более после новых реформ и карантинных экспериментов не хватает только искусственного интеллекта. Но и он уже на пороге, особенно когда все будут болеть и лечить будет некому. Тьфу-тьфу-тьфу!

Возможно, когда-то мы доживём до времён, когда заново придётся учиться отношениям, чувствам, интересу к жизни, любви к себе и миру, страсти к новым знаниям. Ведь прогресс, нацеленный на угнетение человечности и лучших человеческих качеств, по сути самый настоящий регресс и деградация. И пускай технологические инновации мы пока воспринимаем радостно, хлопая в ладоши, рано или поздно здравый рассудок восторжествует, и нам банально захочется любви и тепла.

Безусловно, происходящие изменения в нашей жизни, какими бы они ни были, — наши учителя из самой долгой и постоянной Школы жизни. Мы учимся на своих ошибках, хотя коллективного опыта накоплено с лихвой, дабы учиться на чужих. Но для этого нужно возрождать свою любознательность, доверие интуиции и способность к критическому, аналитическому мышлению.

Мы, как дети, очень часто полагаемся на внешние источники информации, перекладывая с себя ответственность на говорящие головы с телеэкранов, которые просто крутят вам своё кино. Мы радуемся быстрому поиску в Google, но он не научит нас улыбаться и творить добро, не обнимет и не нальёт тёплого чая, он никогда не посмотрит нам в глаза, если мы, конечно, со временем ещё не разучимся ценить такие простые человеческие радости.

У машины, у гаджета никогда не будет души, хоть по уму он переплюнет всех на свете. И он способен будет научиться чему угодно, кроме жизни! Осознанная жизнь доступна только нам! И наши уроки — это неизбежный квест нашего роста. Как мы пройдём их — дело каждого. Но как бы мне хотелось, чтобы у новых поколений ещё было желание когда-нибудь построить халабуду в кустах у реки, забраться на самое высокое дерево, ощутить кайф хождения босиком по утренней росе, съесть спелый помидор на грядке или просто порыбачить с дедом на реке, раздав после этого рыбу одиноким соседкам.

Как мне хочется, чтобы мы учились жить! Здесь и сейчас, в моменте! Во всей его полноте и красоте! В благодарности за каждый день, за каждого человека, даже за гуру с нимбом на голове за то, что учит любить и принимать несовершенство в других людях, а значит, и в себе. Как я хочу, чтобы у нас было много школ добра и любви! Это ведь то, что спасёт человечество от бездушных алгоритмов! И это порой куда важнее, чем 5 лет геометрии, химии и физики в школьной программе. Во всяком случае однозначно достойно внимания.

Школа жизни вся хранится в сердце. Мы проживаем её каждой клеточкой, каждым нервным окончанием. И все мы её заканчиваем одинаково. Пожалуй, это единственная школа, после которой ничего больше нету. А может, и есть, но никто не знает наверняка. Говорят, перед самым выпуском из этой школы к человеку приходит особая мудрость, и с высоты лет он видит то, чего раньше не видел. Переоценка неизбежна. И я часто думаю о волнующих меня уроках с позиции выпускницы этой школы. Многое становится моментально неважным. Или мелким, нестоящим и выеденного яйца. А что-то, наоборот, приобретает максимальную ценность. И ты понимаешь, что без этого на выпуск и идти-то грустно.

Я хочу пожелать всем искренне, непрерывно учиться! Получать глубинные, а не поверхностные знания! И кому ещё не 90 лет — смело идти и переучиваться на новые профессии. Оптимизация и цифровизация пронесутся вихрем, похлеще коронавируса. Оглянуться не успеете, как половина профессий исчезнет насовсем! И обоснования этому найдутся, поверьте! И даже заставят вас войти в положение и «как-то адаптироваться и выживать». Мы с вами уже этот эксперимент проходили.

С другой стороны, школа жизни и опыт множества поколений показывают нам, что нет ничего лучше, чем автономность и самостоятельность! Только как это донести урбанизированным умам? Село максимально уничтожали и спаивали, чтобы мы здесь, сидя в больших городах, как на финансовой игле, не могли контролировать нашу с вами землю и целостность страны. В сёлах нет ни контроля, ни средств для привлечения внимания общественности. Да и общественность нынче не та. Одна показуха вместо реальных дел. Сплошной пиар пресловутой дырки от бублика. Вернуть нас на огороды смерти подобно! Столичные белоручки будут в тотальном обмороке. Я уже молчу о разных там метросексуалах.

Время покажет. А школа жизни неизбежно и непременно нас чему-то научит! Мы продолжаем получать оценки на каждом шагу, порой даже зависим от них сверх меры. И многие гуру учат нас безоценочному отношению, дабы сгладить невротический эффект. Но не кроется ли в этом тоже своеобразный подвох и уловка? Поскольку, анализируя, наш мозг автоматически оценивает ситуацию, людей и учится с ними взаимодействовать. Безоценочность может оказаться ложным алгоритмом поверхностного отношения, самообмана и равнодушия.

Все итоги нашей жизни психологи сводят к карме, которую кто-то когда-то отработает. Не избегание ли это осознанности и ответственности? Способности в моменте изменять свою жизнь к лучшему, не залипая в негативных сценариях и ложных надеждах на «чему бывать, того не миновать»? И если на то пошло и мы где-то там всё же по истечении своей жизни сможем предъявить кому-то свою зачётку, я искренне желаю каждому из нас, чтобы Next Level был лёгким, ярким, изобильным и обязательно справедливым! Ведь у мудрой души и корни хороши!

С любовью и уважением, искренне ваша,
вдумчивая Катруся Кравченко

Особую благодарность выражаем
талантливому фотографу Виктору Павленко
instagram.com/pavlenko_viktor_
e-mail: pavlenkoviktor14@gmail.com
тел. +38 (093) 972-14-92