Я — бренд

Мы живём в эпоху тренда «Я – бренд». Наша жизнь пестрит яркими личностями, людьми-праздниками и людьми-загадками, скандалистами и победителями, политиками и финансовыми гениями, гуру и философами, иконами стиля и проводниками. Сегодня каждый творит свою историю, делая её достоянием публики. Кто-то пёстрым мазком врезается в серую массу, а кто-то великолепным монохромным узором эту серую массу украшает. У каждого своя стратегия и тактика. Кто-то действует интуитивно, а кто-то целенаправленно лепит свой личный бренд с деликатностью талантливого скульптора. Какие основные факторы необходимо учесть, чтобы личный бренд засиял всеми красками и не растворился в изобилии самопрезентаций, которыми наполнено наше информационное поле? Поговорим об этом?

Вот уже много лет услуга «Я — бренд» является одной из самых востребованных на рынке персонального пиара. Её основой есть разработка персонального бренда и устойчивое его поддержание. Ко мне обращаются люди, которые хотят стать кем-то особенным, которые хотят нести определённую ценность обществу и выглядеть при этом соответствующе. У большинства для этого есть ярко выраженные предпосылки: харизма, внешность, стиль, ценности, ресурсы и таланты, которые можно смело трансформировать в бизнес. Но разработка персонального бренда, как и любая профессиональная задача, требует системного, осмысленного подхода. В чём же он состоит?

Для начала персональный бренд — это впечатление, которое сложилось о вас у вашей целевой аудитории. Это то, что люди думают о вас и что вы как личность вызываете у людей на эмоциональном уровне. Какие ассоциации возникают у людей, когда они слышат ваше имя? Положительная идентичность бренда свойственна не всем, именно поэтому формированием персонального бренда надо заниматься.

Принято полагать, что в персональном бренде самое важное — это уникальность! Поиск той изюминки, которая делает вас особенной, и является ключевым моментом. Ради этого пункта люди идут на эпатаж планетарного масштаба. Вычурно одеваются, внезапно попадая в категорию фриков, откусывают себе пальцы и засовывают головы в пасть крокодилам, ассоциируясь порой не столько с храбрецами, сколько с отчаянными девиантами, бреются налысо, голодают месяцами, бегают нагишом по центральной площади, тренируются до потери сознания и рожают по 10 ребятишек, чтобы утвердиться в статусе матери-героини! Всё это крайности, на которые идут люди, чтобы чем-то запомниться и привлечь внимание общественности.

Чтобы стать брендом, не обязательно идти на такие жертвы. Достаточно определить свою нишу, свою целевую аудиторию, свои сильные стороны, а главное — понять, что вы искренне любите делать до такой степени, что готовы этим со всеми поделиться. Ваша значимость для людей прямо пропорциональна величине вашего персонального бренда и потребности людей в вас.

В построении личного бренда мы прибегаем к классической теории брендинга, определяя: ценности, которые несёт наш бренд (ценности самовыражения, духовные ценности, функциональные ценности и эмоциональные ценности), видение — прогнозирование того, как ваш бренд будет выглядеть спустя годы, миссию — что вы делаете лучше всего и какую пользу это несёт людям, а также позиционирование — чем вы отличаетесь от других.

Но, поскольку у нас речь идёт не о товаре, а о человеке, мы добавляем к атрибутам персонального бренда факторы, которые его персонифицируют, а именно — компетентность, стиль, имидж, репутацию, стандарты и ценности. Вы можете сказать, что сегодня все в той или иной степени обладают этими атрибутами, но отнюдь не у всех есть прочно сформированное ядро личного бренда. А ведь это глубокая, тщательно продуманная и реализованная стратегия. Мало наполнить бренд истинными ценностями, близкими целевой аудитории, их надо также грамотно донести и презентовать, протранслировать свои взгляды и стремления. Форма всегда должна соответствовать ожиданиям, а внешнее отображать внутреннее. У многих с этим явная проблема. Довольно часто красивые обёртки являются пустышками, о которых тут же забывают по истечении рекламной кампании.

Я и сама прошла путь формирования персонального бренда, хотя у меня это был скорее стихийный процесс, основанный на профессиональной деформации. Делаю красиво для других — почему бы и себе не сделать? Так вот я очень долго сокрушалась, почему люди смотрят на меня через призму некой сексуальной завесы, но при этом боятся меня, о чём открыто заявляют. Не правильная трансляция моего бренда состояла в том, что параллельно с созданием сексуального образа с вечно полуоткрытым ртом я генерировала весьма грамотный, философский контент с претензией на житейскую мудрость. У целевой аудитории возникал когнитивный диссонанс и мысли «Я бы «да», но страшно». А на самом деле хотелось слыть хозяйкой, в меру умной, интересной девушкой, профессионалом своего дела и, конечно же, женщиной с правильными семейными ценностями. Не сложилось… с первого раза. Сейчас же, разобравшись в структуре бренда «Катруся», я определила свои ключевые сильные стороны и стараюсь ничего лишнего, кроме них, не демонстрировать.

Выделить самое важное крайне сложно, по сути, это познать себя и разложить по полочкам. Осознать свою ценность и иметь смелость конвертировать её в личный бренд. При этом системность и управление процессом необходимы, чтобы не было перегибов в ту или иную сторону. Когда я активно сотрудничала с ресторанами в сфере маркетинга, многие не поняли, что это моя работа, и записали меня в вечно тусящую дамочку. Пришлось после этого завести кулинарный блог, где я готовлю исключительно дома, на кухне, и таким образом откорректировать персональный бренд в сторону более домашнего и семейного образа. Не сильно помогло, но всё же. Такая же история была, когда я руководила пресс-службой батальона «Айдар». Многие решили, что я вышла на тропу войны, и даже удалили из друзей этого «мужика в юбке», а я-то всего лишь боролась за справедливость и освещала в медиа нелёгкие будни из жизни добровольцев. Пришлось после этого окунуться в мир платьишек, фешен-индустрии и дизайна. Так что надо быть очень осторожными. Даже постя котиков в Facebook, вы транслируете свой персональный бренд. Задумайтесь, пока не поздно.

Люди считывают ваш личный бренд через призму социальной, профессиональной и духовной самореализации. Наша социальность обеспечивает нам узнаваемость и популярность. Поэтому на этапе зарождения персонального бренда вы должны быть как сам Господь Бог — вездесущими! Профессиональные компетенции повышают востребованность бренда и показывают его силу, значимость. Поэтому грызите гранит науки и постигайте новые знания до скончания века! Духовные ценности говорят о вашей ответственности, о том, как ваши поступки коррелируются с тем, что вы говорите. Целевая аудитория легко считывает, как вы относитесь к себе и к своей жизни. Их не обманешь. Поэтому молитесь — и воздастся вам! Фото на Крещение не забывайте разбавлять нырянием в прорубь и в обычный день. Публика это оценит. Она терпеть не может показухи.

Ваш персональный бренд — это мощное конкурентное преимущество. Вы яркая и вас знают, значит, у вас фора перед всеми остальными. Но, прежде чем запускать ваш бренд по разным каналам коммуникации — от публикаций в СМИ до активности в Интернете, социальных сетях и мессенджерах, хорошенько проанализируйте, туда ли вы идёте. Для этого есть простые методы и инструменты.

Ответьте себе на следующие вопросы:

  • Что обо мне нужно знать? Кто я?
  • Кому это интересно? Кто обо мне должен узнать?
  • Как этого достичь? В чём моя сила? Компетентность? Какими ресурсами я обладаю? Чем я отличаюсь от других?
  • Зачем мне это необходимо? В каких жизненных сферах произойдут изменения?
  • Зачем это нужно другим? Чем я ценна?

Ответы на эти вопросы запишите в краткое выступление на 2-3 минуты и прочитайте. После этого проведите небольшое исследование, попросите свой круг знакомых охарактеризовать вас тремя прилагательными. Запишите, что получилось. И сравните эти два документа. Из разницы между ними станет понятно, куда необходимо двигаться, что корректировать, а что и вовсе убрать из своего личного бренда. Таким образом вы сможете определить необходимые стратегии поведения, которые усилят ваш персональный бренд.

Стратегии, в свою очередь, могут быть разнообразными.

Начинайте делать значимые вещи! Целевая аудитория всегда ждёт ярких поступков, которые вдохновляют, мотивируют, вызывают восторг. Станьте своего рода Че Геварой, который навсегда поселился в нашем подсознании как революционер и бунтарь. Человек хорош не словом, а делом.

Формируйте своё окружение! Люди — самый ценный капитал! Посмотрите, кто вас окружает, и вы без труда сможете оценить качество вашей целевой аудитории. И будьте готовы к тому, что, меняясь, вы автоматически измените и круг общения.

Общайтесь в профессиональных сообществах! Форумы, конференции, блоги и статьи — всё это подтвердит вашу экспертность и повысит авторитет в необходимых кругах. Расширение компетенций сегодня в тренде, как никогда. Умение выступать на публике, адекватное восприятие публичности, новые знакомства, реализация идей и замыслов, яркие коллаборации — всё это возможно в вашей профессиональной среде.

Укрепляйте личные связи! Связи всегда решали многое. И правило шести рукопожатий никто не отменял. Найдите формат для поддержки личных связей, который позволит вам чаще встречаться и делиться своим успехом. Сегодня очень модно устраивать деловые бранчи, обеды, званые ужины, командные тренинги, путешествия, ретриты.

Делайте то, что любите! Целевую аудиторию не обманешь. Даже если вы выбрали крайне популярную тему для трансляции через персональный бренд, но не живёте ею — вам не поверят и за вами не пойдут. Найдите в себе смелость заниматься тем, что любите, и вы никогда не пожалеете о прошлом.

Будьте самими собой! Храните индивидуальность как зеницу ока! Ищите свои личные ценности и не предавайте их! Проще всего убедить других в том, во что верите вы сами.

Зачем нам в целом сегодня эти знания? Что нам даёт системное отношение к самопрезентации? Ведь многие живут, не думая об этом. Другой вопрос, как они живут и как могли бы жить? Ибо грамотно построенный персональный бренд помогает в очень многих вопросах, в частности:

  • вы можете значительно улучшить своё финансовое положение;
  • строя свой бренд, вы изучаете себя и усиливаете свои лучшие качества;
  • вы фокусируетесь на любимом деле;
  • вы повышаете свою стоимость на рынке, что, в свою очередь, может обеспечить вам возможность стать лицом какого-нибудь торгового бренда, если ваши ценности совпадают;
  • вы поднимаете свой авторитет в профессиональных кругах;
  • вы можете не только сделать рывок в карьере, но и построить свой бизнес;
  • ну и, безусловно, значительно возрастает чувство собственного достоинства и уважения к себе.

Творите свои персональные бренды красиво! Живите красиво! С чувством, толком, расстановкой. Помните об обещаниях и выполняйте их, предоставляйте людям то, что ценно для них, излагайте свои мысли на понятном языке, будьте всегда готовы себя показать и трудитесь над своей репутацией. Ведь если имидж всецело можно смоделировать, изменить, откорректировать, то однажды испорченную репутацию не выведешь никаким отбеливателем. Определите свою уникальность и подарите её миру. Пусть играет всеми красками, повышая вибрации всей планеты! Красивый личный бренд — это общественное достояние. Помните это. И будьте ответственны за тех, кого приручили!

С уважением и любовью,
архитектор персонального бренда Катруся Кравченко

Фото: Эльвин Быструхин
Имидж и стиль: Екатерина Кравченко
Украшения: Dasha Moodra
Локация: SELF Branding Center